Зачем нужны знаки препинания? - МАОУ СОШ №26 

Зачем нужны знаки препинания? PDF Печать E-mail
Автор: Кривулина Т.В.   


Зачем нужны знаки препинания?

Тема урока

Зачем нужны знаки препинания?

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цели

1)Формировать понятие о пунктуации как разделе лингвистики

2)Добиться от учащихся осмысления роли пунктуационных знаков в письменной речи

Планируемы образовательные результаты

Предметные – научиться применять правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении

Метапредметные

  • Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.
  • Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами.
  • Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Личностные – формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

Методы и формы

Наблюдение над языком, проблемный метод, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Сопровождение к уроку

Мультимедийная презентация, карточки на столе каждого ученика

Знаки препинания чрезвычайно важны в нашей речи.

Во-первых, знаки препинания позволяют при чтении текста ___________________________________________________________________

Во-вторых, знаки препинания  могут _______________________________

___________________________________________________________________

В-третьих, знаки препинания позволяют_______________________________________________________________

Следовательно, без знаков препинания _________________________

____________________________________

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся



1.Мотивация к учебной деятельности

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку…(пять)

Демонстрируют готовность к уроку

2.Актуализация и пробное учебное действие

-Расшифруйте слово (Пунктуация)

-Что это слово обозначает? (раздел науки о языке)

-Что изучает пунктуация?

Отвечают на вопросы, формулируют, высказывают и обосновывают собственную точку зрения, делают выводы.

3.Выявление места и причины затруднения

-А так ли уж нам нужны все эти точки, запятые, двоеточия! Сколько из-за них проблем! Одни двойки и тройки за сочинения и диктанты чего стоят!

Решают проблему, находят пути выхода из неё.

3.Постановка учебной задачи (целеполагание)

Выстраивает проблемную ситуацию.

-Посмотрите на экран (проецируется древнерусский текст)

-Легко ли прочитать?

-Почему? (нет пробелов и знаков препинания)

Сообщает дополнительные сведения.

-На какой вопрос мы сегодня на уроке будем искать ответ?

-Зачем нужны знаки препинания? (записываем тему)

Пытаются прочесть древнерусский текст, выявляют трудности, определяют учебную задачу.

4.Творческая практическая деятельность по реализации поставленной учебной задачи.

1)-Работаем с текстом. Прочитайте текст сначала про себя, затем вслух. Запишите первые три предложения. (Первые три тетради – оценка в журнал)

-Записать третье предложение на доске, составить схему, объяснить постановку знаков препинания. Проверьте.

-Зачем же нужны знаки препинания? Вывод № 1 записывается на карточках. (Позволяют при чтении текста экономить время, выбирать необходимую интонацию при чтении текста)

2)Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков» Отрывок «Казнить, нельзя помиловать»

-Этот пример связан с историческим фактом. (Рассказ учителя).  Анализ предложений.

3)Моделирует жизненную ситуацию. Представьте, что мама ушла рано утром и оставила вам записку. (Анализ предложений) Поднимите руку, кто ушёл бы в поход. А кто бы остался? Почему? Вывод № 2. (Знаки препинания могут изменить смысл высказывания)

4) Анализ пар предложений. Вывод 3. (Знаки препинания позволяют точнее передавать информацию ).

Самостоятельно читают текст, делят на предложения, делают вывод, что без знаков препинания сложно читать, записывать предложения; анализируют предложения, приходят к выводу, что знаки препинания могут изменить полностью смысл предложения; осуществляют взаимопомощь и самопроверку, работают в парах при записи выводов в карточке с готовым шаблоном.

5.Первичное  закрепление с комментированием во внешней речи.

-Зачитайте, какой вывод у вас получился. Сравните с тем выводом, который на экране.

Осуществляют самопроверку коллективной работы, редактируют собственные выводы.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

1.Устраните нелепицы из сочинений Незнайки. Что для этого нужно сделать? (расставить знаки препинания)

2.Устраните нелепицы в стихотворении Б.Заходера. (Упражнение в учебнике, слайд со стихотворением)

Выполняют самостоятельно письменную работу, применяя полученные знания на практике.

7.Включение в систему знаний и повторение, подведение итогов.

1.-Откройте учебник на стр.149, прочитайте ключевой материал. Проверим усвоение. (На слайде – начало фразы, ученик заканчивает вывод)

2.Раздаёт шаблоны для синквейнов.

Сопоставляют собственные выводы с теоретическим материалом учебника; индивидуально работают – сочиняют синквейн по теме урока

СИНКВЕЙН

1.Запятая

2.______________, ________________

3._____________, ______________,_________

4.____________________________________

5.__________

1.Существительное

2.Два прилагательных

3.Три глагола

4.Вывод, следствие

5.Существительное (другое название)

8.Рефлексия

  1. Сегодня на уроке я узнал, что…
  2. Меня удивило, что…
  3. Вызвало затруднение…
  4. Новые знания можно применить…

Дают анализ собственной работе на уроке.








 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::