Литосфера. Вулканы Земли. - МАОУ СОШ №26 

Литосфера. Вулканы Земли. PDF Печать E-mail
Автор: Кунтушева Г.А.   


«Литосфера»

урок второй «Вулканы Земли».

  1. МБОУ СОШ №26  города Балаково Саратовской области
  2. Учитель географии
  3. Предмет: География
  4. Класс 5
  5. Тема «Литосфера», урок второй «Вулканы Земли».
  6. Учебник: А.А.Летягин « География. Начальный курс». – М.: Издательский центр «Вентана – Граф»,2012г.
  7. Цель урока: формирование знаний о вулканах и вулканических извержениях как опасных природных явлениях, факторе проявления внутренних процессов Земли.
  8. Задачи:
    1. a. Образовательные:  сформировать представления о вулканах, их строении, причинах возникновения.
    2. b. Развивающие: формировать  у учащихся навыки работать с учебником, картой, электронными образовательными ресурсами; развивать умения  логически мыслить и четко излагать свои суждения;  навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
    3. c. Воспитательные: учить грамотно вести себя в окружающей среде; познакомить с профессией вулканолога.
    4. 9. Тип урока: урок открытия нового знания

10. Формы работы с учащимися: коллективная, групповая, индивидуальная

11. Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, сконструированные схемы литосферных лит, презентация по теме урока «Вулканы и гейзеры», проектор, картина К.Брюлова «Последний день Помпеи», Интернет-ресурсы fcior.edu.ru.

12. Структура и ход урока.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Организация на урок

2 минуты


Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Актуализация опорных знаний.

2 минуты

















































Мотивация и целеполагание.

3 минуты












Мотивация

(задание на столкновение мнений)


Сегодня Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте настроимся на поиск и творчество и начнем урок с географической  минутки: отвечаем все вместе дружно « Да» « Нет»:

- Земля – планета гигант - нет

- Литосфера - это водная оболочка- нет

- На земле 4 океана- да

-Экватор разделяет Землю пополам - да

- Глобус – это модель Земли - да

- Земля имеет форму геоида – да


Перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.

Предлагаю повторить географические термины, а для этого мы проведем словарную работу.

У вас на партах лежать этикетки с терминами. Я буду называть определения,

а вы, у кого на парте данная этикетка- ответ, должны выйти и прикрепить ее на доске.

Все эти понятия мы изучали на предыдущих уроках.

Так называется твердая оболочка Земли? ( Литосфера)

Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает « покрывало, плащ»( Мантия)

Внутренняя оболочка земли, состоящая из железа с примесями никеля. (ядро)

Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами ( Магма)

Эта земная кора имеет толщину от 35-75 км.

( Материковая)

Метод изучения глубинного строения земли (сейсмический)

Самая глубокая в мире  скважина? (Кольская буровая скважина)

За сколько месяцев Земля совершает полный оборот вокруг Солнца (12 месяцев)

В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси? (с запада на восток).

Спутник Земли (Луна)

23 сентября – это (день осеннего равноденствия)

23 декабря – это ( день зимнего солнцестояния)

Куда направлен северный конец  земной оси? (на север)





Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Вулканы». Я думаю, что после просмотра фильма вам не составит труда ответить на вопрос: что мы будем изучать с вами на уроке. Кто определил тему нашего урока?

Записываем тему урока в тетради.

Комментируя ответы, учитель совместно с учениками определяет цели урока (заранее пишет их на доске  и поочерёдно открывает записи)






Учитель спрашивает: «Откуда произошло название «вулкан»? Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

Этимология слова.


Слайд 1









Перед вами фотографии. Распределите их на две группы: горы и вулканическая гора.

-Как Вы выполнили это задание?

Выясняет, какими знаниями владеют школьники о вулканизме.

Слайд2


Учитель просит ребят сформулировать  цель и задачи  урока.








Ученики отвечают  на вопросы учителя. За каждый верно данный ответ ученик получает 1 балл.










































Ответ учащихся – это вулкан.


Учащиеся называют тему урока «Вулканы Земли», записывают ее в тетрадь.

На столах у учащихся табличка:

  • Знаю
  • Узнал на уроке
  • Хочу узнать


Учащиеся записывают, что они уже знают о вулканах, вулканической деятельности.


Мозговой штурм. Учащиеся предлагают свои варианты ответов на данное задание. Выбираем наиболее подходящее.

Опережающее подготовленное сообщение учащегося, который рассказывает о мифах и легендах происхождения слова «вулкан».


-Дети предлагают варианты ответов.

-Не знаем, чем отличается вулканическая гора от обычной горы.

Рассказывают  о том, что они знают о вулканах.




Дети предлагают свои - варианты.

Цель урока  - получить знания  о вулканах и вулканической деятельности.


Изучение нового материала

20  минут


Ставится проблема урока «Почему происходят извержения вулканов?» Организация самостоятельной работы учащихся  с использованием ЭОР с использованием интернета.

Просмотр ролика «Строение и образование вулкана».


Перед просмотром ролика учитель обращает внимание учащихся, что им предстоит работа в парах и ставит задачу. После просмотра ролика дать определение понятиям : кратер, жерло, магма, лава.конический вулкан, щитовой вулкан.

Физкультминутка

А теперь, давайте представим, что вы мысленно находитесь в очаге магмы.

Присядьте, ведь вы в глубине литосфере. Опишите свои ощущения.

Теперь вы вместе с магмой поднимаетесь по жерлу. Выпрямляйте ноги.

Ну и в кратере происходит взрыв. Прыжком покажите его. Но не надо разбрасывать вулканические бомбы!


Учитель говорит, что существует много классификаций  вулканов  ( распределение на группы) в зависимости от признаков. Какую классификацию вулканов можем сделать мы?


Просмотр ролика «Виды вулканов»





Слайд 3

На экране картина К.Брюллова «Гибель Помпеи».

Учитель спрашивает о том, что учащиеся думают о происшедшей трагедии. Ответьте на воросы:

  1. Какое выражение лиц у дюдей на картине? (ужас, страх,неизбежность гибели)
  2. Как люди пытаются спастись. Как ведут себя?( не думают о себе, пытаются помочь другим.Как вы думаете это хорошая черта, помогать другим, погибая самому)

Задание для учащихся .Как вы думаете от чего погибли жители Помпеи, от чего погиб город?












Вывод. Опасны ли вулканы? А могут ли они полезны?

Вулканы это добро или зло?

Давайте представим, что мы оказались в районе извержения вулкана. Каковы ваши действия в этой чрезвычайной ситуации?




Учитель ставит перед учащимися проблему. Что такое вулканизм? Процесс  включает только извержение вулкана или  еще какие - то процессы?

Росмотр видеоролика «Гейзеры»

Ставится проблема

Предлагается используя уже заранее выполненные детали материков наклеить на (лист А4) литосферные плиты. Красным карандашом покажите Тихоокеанское огненное кольцо. Треугольником оказать действующие вулканы.

Выявить районы концентрации вулканов на суше и на дне океана.

-Где вулканов больше?

-Почему?


Просмотр видеоролика «Размещение вулканов»




Обсуждение просмотра.





Учащиеся работают в парах, проговаривают понятия -взаимопроверка

















Отвечают по группам.

Выделяют группы, которые дали самые грамотные и четкие ответы.

Называют свои версии.

Говорят о том, что вулканы можно разделить на:

  • действующие
  • уснувшие
  • -потухшие

Самостоятельная работа.

Используя текст учебника  стр.36-37  заполните таблицу в рабочей тетради на стр.20.

Дети дают определение всем типам вулканов и выполняют задание в таблице.



Учащиеся отвечают, что извержение вулкана – одно из самых опасных природных явлений.

Жители города и сам город погибли из-за продуктов извержения вулкана.

Один ученик вычерчивает схему        « Продукты извержения вулкана» на доске, остальные ребята вычерчивают схему в тетради.

Продукты извержения


магма

бомбы

пепел


Ребята высказывают свое мнение.


Учащиеся говорят о правилах поведения в районах извержения вулкана.



Для того, чтобы ответить на данную проблему, учащиеся работают с текстом учебника, стр.37-38.

В результате изучения текста учебника, ученики пришли к выводу, что процесс вулканизма очень сложный.  К проявления вулканизма относятся выходы горячих вулканических газов и гейзеры. В тетради записываются понятия гейзеры, вулканизм.



Работают индивидуально.

Учащиеся  предлагают свои варианты решения проблемы. Рассматривают расположение вулканов на карте в атласе. Сопоставляют расположение вулканов карте атласа с картой литосферных плит в учебнике, стр.39. Делают вывод, что большинство вулканов располагается на границе литосферных плит.


Закрепление и первичный контроль

5 минут


Выдаёт тесты по основным понятиям темы.

(Приложение №1)






Давайте представим, что мы оказались в районе извержения вулкана. Каковы должны быть наши действия, чтобы спастись самим и уберечь  своих близких?


Работают в парах.

Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

3 минуты

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Дает домашнее задание:

1.Изучить материал  параграфа 7 и  записи в тетрадях урока. 2. Задание на выбор:             Творческое задание     а) Подготовить кроссворд по теме урока.

б) Подготовить презентацию о вулканах и гейзерах.


У вас на столах  есть звездочка, а на табличках, где вы записывали , знаю, узнал и хочу узнать нарисованы 3 вулкана:

Вулкан новых знаний

Вулкан хорошего настроения
Вулкан труда и терпения.

Прикрепите звездочку к одному из вулканов в соответствии с вашим настроением после

урока.

Оценивают свою работу в баллах и

смайликом




Слушают  домашнее задание, записывают в дневник.




Контроль по теме «Вулканы»


Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец: 1-Б

1. Кратер

А Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана

2. Жерло

Б Углубление в верхней части вулкана

3. Очаг магмы

В Вулкан с густой лавой и крутыми склонами

4.Лава

Г Самый высокий действующий вулкан России

5.Конический вулкан

Д Вулкан, извержения которого прекратились

6. Щитовой вулкан

Е Канал, по которому поднимается магма

7.Вулканические бомбы

Ж Магма, излившаяся на поверхность

8.Действующий вулкан

З Вулкан, извержения которого повторяются

9.Потухший вулкан

И Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами

10.Ключевская Сопка

К Расплавленная мантия в глубинах Земли


Правильные ответы:

1-Б.

2-Е.

3-К.

4-Ж.

5-В.

6-И.

7-А.

8-З.

9-Д.

10-Г





Самоанализ урока на тему: «Вулканы мира»


Данный урок по теме «Вулканизм» проводился в 5 классе, занимающегося по ФГОС ООО второго поколения, где обучение географии ведется уже с пятого класса. При преподавании по ФГОС ООО второго поколения особое внимание уделяется системно-деятельностному методу обучения – самостоятельной работе учащихся по поиску новой информации и представлении её с помощью  различных знаково-символичных средств. В таком ключе был построен и данный урок.

В начале урока были поставлены предметно-дидактическая и деятельностная цели, направленные на достижение планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, что учащиеся и продемонстрировали в конце урока, выполнив информационную таблицу, успешно ответив на вопросы учителя с помощью добытой самостоятельно информации.

Системно-деятельностный подход заключался в самостоятельном выборе вектора поиска информации учащимися после осознания нехватки у них необходимых знаний.

Учащимся была предоставлена возможность воспользоваться различными источниками информации для поиска необходимого материала: учебник, презентация, видеофрагмент, карты атласа.

В работу были включены все органы чувств учащихся, присутствовала необходимая смена деятельности: просмотр видеофрагмента, самостоятельная работа по заполнению таблицы, монологическая речь при представлении материала таблицы всему классу.

В конце урока была проведена рефлексия, направленная на выявление недоработок учащихся по данной теме, самоанализ своей деятельности.

При подготовке урока я решила сделать упор на модульное изучение новой темы учащимися, то есть, на основе имеющегося материала в форме интерактивного диалога, они самостоятельно делают выводы по уроку.

Урок разработан с учетом поурочного планирования  о учебнику Летягина А.А. Сегодняшний урок Вулканы Земли… №2 в системе уроков по теме (разделу) Литосфера

Цель урока: формирование знаний о вулканах и вулканических извержениях как опасных природных явлениях, факторе проявления внутренних процессов Земли.

К обучающим задачам урока я отнесла формирование редставления о вулканах, их строении, причинах возникновения , Развивающие: формировать  у учащихся навыки работать с учебником, картой, электронными образовательными ресурсами; развивать умения  логически мыслить и четко излагать свои суждения;  навыки самостоятельного поиска необходимой информации, продолжать освоение метода моделирования.

Воспитательные: учить грамотно вести себя в окружающей среде; позн Планируемые результаты:
Личностные: познавательный интерес к изучаемой теме, знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, сопряжённых с вулканизмом.
Метапредметные
Познавательные: выявлять основные признаки понятии и оперировать ими.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
знание содержания понятия «вулкан», иметь представление о типах вулканов; местоположение вулканов, названных в программе, объяснять образование вулканов, горячих источников, гейзеров.
способы обозначения вулканов на контурной карте.
Выявлять закономерности географического распространения вулканизма,Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма Земли.
Тип урока: урок открытия новых знаний, он включал в себя 5 этапов: актуализация опорных знаний,мотивация и целеполагание,изучение нового материала,закрепление и первичный контроль,рефлексия учебной деятельности на урок.

На фоне учебного материала я пыталась показать ученикам значение полученных знаний. В процессе обучения предусматривается модульное изучение нового материала на основе диалогового взаимодействия: отвечать на вопросы проблемного характера, самостоятельно делать выводы на основе полученных знаний и информации. То есть, урок построен как диалог ученик-эксперт-учитель и является примером использования информационно-педагогической технологии. В то же время он относится и к интегральному. В нем совмещены учебные предметы – география, литература и ОБЖ

Исходя из этого, можно выделить следующие этапы урока:

- Организационно-мотивационный – актуализация темы;

- Формирование общего представления по новой теме и выявление уже имеющихся знаний;

- Анализ представленной информации и ее усваивание;

- Модульный – самостоятельная работа;

- Проблемный – постановка и решение проблемных вопросов по теме;

- Закрепление знаний, полученных на уроке;

- Сообщение домашнего задания.

Большая часть урока была организована в форме как индивидуальной, так и групповой работы (в том числе диалог) с опорой на уже имеющиеся знания.

В ходе этапов урока ученики обрабатывали умение обобщать и выделять главное.

В воспитательном плане подача материала в форме игры-диалога увеличивает сплоченность, эффективное достижение результата невозможно без участия всех учеников.

Подводя итог, я оцениваю урок как информационно-насыщенный, технологичный и дающий детям возможность развивать и применять свои творческие и интеллектуальные способности.

В классе большинство учащихся обучаются на «хорошо», справляясь с изучением предмета. В целом класс работоспособный, активный, с высокой степенью мотивации обучения, поэтому урок строился с использованием различных методических задумок с целью активизации и поддержания интереса к предмету. Предусмотрена разнообразная деятельность учащихся, на всех этапах урока прослеживается система оценивания каждого ученика.



 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::