«Мы выбираем здоровый образ жизни» - МАОУ СОШ №26 

«Мы выбираем здоровый образ жизни» PDF Печать E-mail
Автор: Погодина М.В.   

 

 

 

Из опыта работы классного руководителя
6А класса Погодиной Марины Викторовны

 

Существует несколько трактовок понимания здоровья:

- здоровье - это отсутствие заболеваний;

- здоровье - умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.

Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов".

Создавая программу мероприятий по здоровому образу жизни, я учитывала реальные возможности класса: уровень знаний, умений и навыков, который уже имели дети; содержание предметов, изучаемых в школе; состояние здоровья учащихся.

Основными задачами данного направления в воспитательной работе я считаю следующие:

- создание условий для осознания подростками здоровья как ценности;

- формирование у них опыта самопознания;

- стимулирование их к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.

Значимость проблемы здоровья подростков обусловлена:

•      особой важностью подросткового периода для всей последующей жизни человека;

•      наличием негативных тенденций в здоровье российских подростков;

•      именно подростки представляют собой потенциал трудового и популяционного ресурса России в ХХI веке.

Известно, что

•     Здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5%  -  от работы медиков. Остальные 85% - в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек и  от наших усилий.

•      Из проведённой работы стало ясно, что подростки информированы о проблемах здоровья. Но, несмотря на это, они не отказываются от своих вредных привычек.

По итогам тестирования школьников  разных возрастов только 42% учащихся отмечают личностную значимость школьных мероприятий, направленных на формирование их образа жизни. При этом заинтересованность учащихся снижается с возрастом:  об интересе к мероприятиям, направленным на решение проблемы здорового образа жизни, заявили 67% учащихся 6-х классов и 34% 11-классников.

 

На этой диаграмме мы видим, что только у 18% опрошенных распорядок дня соответствует требованиям основ здорового образа жизни, а 82% опрошенных не понимают значения собственной роли в укреплении здоровья.

Как классный руководитель, я считала необходимым привлечь к работе и родителей учащихся, что и было сделано сразу. Уже на первом родительском собрании я подробно рассказала о целях и задачах школьного эксперимента «Создание школы здоровьесбережения». С этого момента родители стали верными помощниками и участниками всех наших мероприятий, походов и вечеров. Мы совместно решали задачи углубления знаний о здоровье, формировании привычек здорового образа жизни. Запланированы спортивно-оздоровительные мероприятия, тренинги, диагностики, встречи с медицинскими работниками, психологом.

 

 

№п/п

Время проведения

Мероприятие


Сентябрь

Составление паспорта здоровья класса: мониторинг здоровья учащихся.

Методика Е.Степанова «Я и ценности моей жизни»

Работа секций, школьные соревнования День бегуна

Академия здоровья «Здоровье подрастающего поколения»(применение современных технологий оздоровления)

Серия кл.час « От А до Я в спорте»: игра Азбука Олимпиады

Устный журнал для родителей и учащихся: «Твое здоровье в твоих руках»

Беседа. Вирус калифорнийского гриппа. О вакцинации


Октябрь

1. Работа секций

2.Проведение школьных соревнований

Конкурсная программа «Правила дорожные – правила надежные»

Работа с родителями: дискуссия «Здоровье детей в наших руках»


Ноябрь

1. Работа секций

2.Проведение школьных соревнований Лучший спортсмен школы

Мастерская «Секреты здорового питания»

Защита литературных композиций: « Три ступени, ведущие вниз» (курение, алкоголь, наркомания)

Тестирование «Добрый ли ты человек?» (Н.Н.Никитина)

Работа с родителями: гостиная-размышление «А вы знаете, что такое счастье?»


Декабрь

Проблемный  диалог «Что значит быть порядочным человеком?»

2.Проведение школьных соревнований

Игра «По страницам энциклопедии ОБЖ»

Тестирование на выявление Интернет – зависимости учащихся (И.Смирнова)


Январь

Беседа «Гражданин нового века – здоровый, сильный духом человек»

1.Тренинг «Едим правильно» (№14 стр.44)

2 Работы секций

3.Проведение школьных соревнований

4. Серия кл.час « От А до Я в спорте»

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья  (методика Н.К.Смирнова)

Участие в межмуниципальном семинаре Устный журнал с элементами тренинга «Строим дом своего здоровья»


Февраль

1. Работа секций

2.Проведение школьных  и городских соревнований

Форум «Как сохранить здоровье» (№14 стр. 101)

Ролевая игра СУД НАД СИГАРЕТОЙ

Познавательная игра «Слагаемые здоровья»

Викторина «Перекресток»

Работа с родителями: практикум «Когда ваш ребенок сводит вас с ума».


Март

Проведение школьных соревнований

День Здоровья

Устный журнал с элементами тренинга «Возможности человеческой памяти»

Дни Экологической безопасности СУД над мусором (ИКТ)


Апрель

1. Работа секций

2.Проведение школьных соревнований

3. Кл.час « От А до Я в спорте»

Ролевая игра «СУД над сигаретой» ИКТ

КВН «Расписание уроков»

Работа с родителями: «Взрослеем вместе…»


Май

1. Работа секций

2.Проведение школьных соревнований

З.День Защиты детей (спортивный праздник)

Игра «Счастливый случай» - «Человек и его здоровье»

(№14 стр.154)

4. Кл.час « От А до Я в спорте»




 

 

В начале учебного года проводится мониторинг здоровья учащихся

(по сведениям родителей).

 


Результаты анкетирования «Правильно ли мы едим?»:

1)    На вопрос: « Завтракаете ли вы?»  70% опрошенных ответили положительно.

2)    На вопрос: « Сколько раз в день вы едите ?» 90% ответили, что три.

3)    На вопрос: « Питаетесь ли вы в школьной столовой ?» 90% ответили положительно.

4)    На вопрос: «Если голодны, что предпочтёте съесть?»

а) булка с чаем – 50%

б) чипсы, сухарики – 10%

в) фрукты – 40%

 

Вывод по таблице:


 


По результатам исследования  видно, что учащиеся  чаще для утоления голода используют так называемые «перекусы» и не питаются нормально. Это приводит к дисбалансу энергии и росту желудочно-кишечных заболеваний. После проведенного анкетирования  был проведен тренинг «Едим правильно».

Ведется рейтинг участия учащихся в спортивных мероприятиях (слайды 13-15).

За время совместной работы у нас с ребятами накопился достаточный опыт в утверждении позитивного отношения к здоровому образу жизни, и мы решили, что можем повести за собой.  Нам пришла идея волонтерского движения.  Свою волонтерскую деятельность мы решили направить на пропаганду здорового образа жизни среди младших школьников. Так появилась программа волонтерской работы «Мы выбираем здоровый образ жизни», главным направлением которой является сохранение здоровья школьников. Цель программы – формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.


Содержание программы


 

 

Тема

Цели

Приемы

1.Что такое здоровье? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

2. Для чего нужен режим дня?

3. Делу время – потехе час.


4. Почему рано вставать полезно для здоровья

5. Зачем нужно умываться? Как это делать правильно?

6.Что полезно и что вредно для зубов?


7.Почему устают глаза?


8.Осанка и здоровье


9.Питание и здоровье

10.“Все время жуют только коровы”

11.Движение – это жизнь

Дать понятие здоровью как главному фактору долголетия человека.


Дать представление о значимости режима дня в жизни младшего школьника.

Показать значение правильного отдыха в организации учебного труда школьника.


Показать важность правильной организации сна для успешной учебы. Воспитание чувства прекрасного от общения с природой.

Показать значение гигиенических процедур для сохранения бодрости на весь день.

Показать значение сохранения здоровья зубов с раннего возраста. Привитие основных гигиенических навыков.

Показать значение сохранения зрения с раннего возраста. Привитие основных гигиенических навыков.

Показать значение сохранения правильной осанки в целях профилактики сколиоза.

Показать значение правильного питания для сохранения здоровья школьника.

Познакомить с правилами этикета.

Показать значение подвижного образа жизни в сохранении здоровья человека.

Беседа


Сочинение сказок, разыгрывание сценок

Обсуждение пословиц на тему “работа отдых”, их выучивание.

Чтение стихов об утре. Беседа о красоте природы в утренние часы.

Создаем агит-листки


Опыты. Викторина “Мои зубы”


Полезные советы.


Практическое занятие


Рисуем полезные продукты.

Создаем агит-листки.Игра “Этикет”

Веселые старты

 

 

Первые шаги в этом направлении были сделаны уже в этом учебном году. Ребят эта работа заинтересовала, с большим удовольствием и желанием они готовят мероприятия. 31 мая – Всемирный день борьбы с курением. Подготовлен  «Суд над табаком» и на этапе разработки находится выступление агитбригады  «Антиреклама курения».

За эти годы работы по здоровому образу жизни я поняла, да и ученики тоже, что проблема здоровья заключается прежде всего в нашем сознании. Начинать ее решение необходимо с осмысления значения здоровья, пересмотра своего образа жизни, отношения к природе и человеку.

Проведение различных видов анкетирования говорит о том, что ученики моего класса приобрели много новых знаний по здоровому образу жизни. Из 32 учащихся  никто не курит, никто не употребляет спиртные напитки, больше половины класса занимаются в спортивных секциях, имеют хорошие результаты / это отражено в диагностике по здоровому образу жизни/.

Проанализировав проделанную мной работу в своем классе, я пришла к следующим выводам: целостная воспитательно-образовательная система оздоровления учащихся должна включать:

систематические занятия и воспитательные мероприятия по здоровому образу жизни;

разнообразные виды мероприятий, учитывающие  возраст детей, из здоровье и физические нагрузки;

сеть разных спортивных секций, позволяющих детям сделать выбор в соответствии с их интересами и возможностями;

организацию труда /включая учебу/ и отдыха детей в соответствии с их биоритмами;

формирование у детей умений управлять своими эмоциями;

профилактику вредных привычек с помощью внеклассных мероприятий с привлечением родителей, психологов и медработников;

вовлечение всех родителей на родительских собраниях и обмен опытом для сохранения и поддержания собственного здоровья и своих детей с участием специалистов;

экологическое воспитание, участие в общешкольных мероприятиях, привлечение детей к мониторинговым исследованиям;

информацию о проведенных диагностиках выносить на педсоветы, родительские собрания для анализа и планирования дальнейших действий.

Я часто представляю, какими будут мои воспитанники – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

Класс стал местом, где дети учатся быть успешными.

 

 

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::