Развитие метапредметных навыков у учащихся через внеклассную деятельность - МАОУ СОШ №26 

Развитие метапредметных навыков у учащихся через внеклассную деятельность PDF Печать E-mail
Автор: Погодина М.В.   

 

 

Погодина Марина Викторовна, учитель
русского языка и литературы МОУ «СОШ №26»
г. Балаково Саратовской области

 

 

 

 

В Законе РФ “Об образовании” высказывается мысль о том, что качество образования - это раскрытие способностей и возможностей ребёнка для его социализации в сообществе. А это значит, что инструментом качества образования должны стать новые педагогические технологии, способные помочь ребёнку реализоваться. При встрече личности учителя и личности ученика происходят в педагогике великие достижения. Отношения «учитель-ученик» можно рассматривать как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека. Но главное - это построение взаимодействия учителя и ученика, совместной деятельности по созданию и реализации программы образования школьника. Но главное-это построение взаимодействия учителя и ученика, совместной деятельности по созданию и реализации программы образования школьника. Мне близки именно эти идеи, они положены в основе тьюторства. Изменились приоритетные ценности школьного образования: школа начинает переориентироваться на ценности развития интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Педагогическая технология сопровождения, позволяющая не только выявить познавательные интересы, но сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения. Тьюторство - такая педагогическая технология. Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересами каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы, развивать метапредметные навыки. Работа наша началась с организации кружка «Театр Книги».

В сегодняшнем кипении разных идей и предложений, методик работы с книгой нужно уметь отобрать то важное, полезное, оптимально необходимое в данное время для современных детей и молодежи. Сегодняшние жизненные реалии  способствуют пересмотру Диалога о Книге. В этом направлении огромную роль играет театр Книги.

Театрализованные представления, составленные на литературном материале, помогают сделать вместе с детьми важные шаги к открытию Книги, подвести ребенка к мысли: «Прочитай, и ты не пожалеешь!» Подобные встречи-знакомства с Книгой нацелены на поддержку в ребенке восприятия книжного мира как тайны, способности удивляться этому необычному миру, который встречает его – Читателя – с радостью. Созданная таким образом атмосфера «радостного» чтения развивает эмоциональное воображение ребенка, воспитывает у него привычку читать и знать больше, чем дает школа, учит организовывать общение в разных условиях.

Основные направления работы «Театра Книги»:
- интеграция (синтез) учебной и воспитательной работы;
- создание таких условий для детей, чтобы они чувствовали себя комфортно, чтобы они смогли раскрыть свои личностные качества  и природные способности.
Эффективность применения театральной педагогики обусловлена тем, что вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр.

Цель проекта «Театр Книги»: создать и сформировать информационное  и творческое пространство для учащихся в области театрального искусства:

- повышение культурного уровня учащихся;

- воспитание у учащихся потребности в совершенствовании собственной личности;

- формирование мироощущения учащихся, раскрытие его индивидуальности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- привлечь творчески направленных учащихся к практическим занятиям в театральной студии;

- организовать проведение тренингов, мастер-классов, литературных гостиных и т.п.

- прививать культуру общения;

- повышать умственную активность;

- развивать память;

- осваивать методические приемы работы над ролью.

В рамках реализации проекта «Театр Книги» планируются различные творческие проекты: агитспектакли, обучающие мероприятия, все виды тренингов, литературные постановки, ералаши и т.п.

 

План работы театральной студии «Театр Книги»


№ п./п.

Содержание занятия

1-е занятие. Организационное

Знакомство с целями и задачами кружка. Анкетирование. Все виды тренингов

2-е занятие.

Орфоэпические и языковые нормы в сценической речи. Отработка произношения на основе скороговорок

3-е занятие.

Знакомство с видами театраль­ного искусства: дра­матическим, музы­кальным (опера, ба­лет, оперетта) и ку­кольным театром

4-е занятие.

Беседа-диалог о создате­лях спектакля. Зачем нужны деко­рации? Музыка? Что делает режис­сер? Что должен уметь актер?

5-е, 6-е занятия.

Репетиционная работа. Коллаж «Правила дорожные – правила надежные»

7-е занятие.

Открытое мероприятие. Коллаж «Правила дорожные – правила надежные»

8-е занятие.

Этюд как форма сценического общения. Групповые этюды на воспитание импровизации

9-е занятие.

Обучающее мероприятие «Слово о театре» (презентация)

10-е, 11 – е  занятия.

Разработка творческого проекта, посвящённого  Дню Героев  Отечества « Этих дней не смолкнет слава»

12 – 14  занятия.

Репетиционная работа. Творческий проект «Этих дней не смолкнет слава»

15-е занятие.

Литературно-музыкальная композиция «Этих дней не смолкнет слава»

16-е занятие.

Анализ собственных образов и работ товарищей

17-е занятие.

Просмотр видеоспектакля

18-е занятие.

Обучающее мероприятие «Беседы о Станиславском»

19-е занятие.

Все виды тренингов. Экспромт как реализация неожиданной мысли.

20-е занятие.

Подготовка чтецкой программы, посвященной 65-летию Победы в ВОВ

21-е, 22 – е  занятия.

Разработка творческого проекта – литературный ералаш «За здоровый образ жизни»

23 – 25  занятия.

Репетиционная работа. Литературный ералаш «За здоровый образ жизни»

26  занятие.

Представление литературного ералаша «За здоровый образ жизни»

27 – 28 занятия.

Подготовка творческого проекта, посвященного Дню Победы

29 – 31 занятия.

Репетиционная работа. «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»

32  занятие.

Литературно – музыкальная постановка «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»

33  занятие.

Итоги года. Вернисаж героев

34  занятие.

Разработка перспективного плана работы кружка на будущий год.

На этом наша совместная деятельность не заканчивается. Совместными усилиями были проведены следующие мероприятия:

- ролевая игра «Суд над Сигаретой»

- совместно с учащимися 7А класса приняли участие в конкурсе  экологических театров (постановка сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»)

- в 5-ых классах провели урок толерантности «Мы разные, но мы вместе»

- в центре «Милосердие» представили литературно-музыкальную композицию «Ваш подвиг будет жить в веках» и др.

В нашу деятельность включились и родители: совместные мероприятия вызывают огромный интерес , удалось даже привлечь родителей к участию в межмуниципальной семейной ИКТ-олимпиаде «Ф@милия.ru», и результаты порадовали всех (семья Балакиных награждена дипломом 3 степени, семья Панкратьевых – победители в номинации «Открытка»).

Если много трудиться и есть чем заниматься, можно достичь…

Воспитательная работа является одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений и занимает особое место в работе любого педагога-предметника и, тем более, классного руководителя.

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти», - сказал  Плутарх.

Как классный руководитель я ставлю перед собой задачи:

Формировать дружный коллектив, в котором происходит всестороннее развитие личности.

Создавать ситуацию успеха и самореализации каждого ученика.

Развивать креативные (творческие)способности в разнообразных видах деятельности.

Результаты не заставляют себя ждать:

- лауреаты межрегионального конкурса презентаций «Моя любимая книга» и «Всё обо одном слове» (на сайте Открытый класс)

- победители межмуниципальной Интернет-олимпиады «Музыка и ИКТ» ( 3 призовых места)

- победители (2 место) конкурса буклетов «Я сердце маме отдаю» в рамках СДДФ

- победители регионального конкурса детского творчества «Природа вокруг нас» (1 место)

- победители муниципального этапа областного фотоконкурса «Мой мир», посвященного Году Учителя (2 место)

-победители муниципального этапа областного конкурса детского творчества по противопожарной тематике в номинациях «Литературное творчество» и «Компьютерное творчество» (3 призовых места)

- победители сетевого конкурса презентаций «Учителями славится Россия», проходившего на сайте Открытый класс в рамках проекта НФПК.

Принципы деятельности

Воспитание — это жизнь рядом и вместе, жизнь в коллективе.

Ученик – личность, и к нему   необходимо относиться  так же уважительно, как к коллегам по работе.

Не лишай ребёнка радости открытия, поиска.

Человеку нужно быть нужным.

Наши заповеди

заботливое отношение друг к другу;

совместная деятельность детей и взрослых (вместе планируем, осуществляем, вместе проводим, вместе анализируем, подводим итоги);

целесообразность (все делаем с пользой);

творческое отношение к делу;

моделирование (создание условий для смены позиций и ролей);

положительный эмоциональный настрой (оставляй плохое настроение за порогом класса).

Классное руководство перестаёт быть деятельностью, обслуживающей непрерывный конвейер предметного обучения и дружной социализации школьников в заданном направлении. Оно превращается в деятельность, ориентированную на личностное, индивидуальное развитие детей и подростков в процессе обучения, общения, в процессе их жизни в школе.

Задачи должны быть сформулированы через описание тех изменений, которые мы хотим произвести в нашем воспитаннике. Что нового должно появиться в умениях и человеческих качествах моего воспитанника в результате моей деятельности.

Исповедуя компетентностный подход к образованию, уделяю большое внимание и в ходе уроков, и в воспитании формированию и развитию надпредметных компетенций

ЭТО:

Исследовательские компетенции (проекты, опыты, эксперименты).

Речевые компетенции (аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение)

Мыслительные компетенции(выделять главное, делать выводы, абстрагировать, синтезировать)

Ценностно-смысловые компетенции:(ставить цели, отвечать за свои решения и поступки..)

Общекультурные компетенции: следить за своим здоровьем, слушать и слышать, проявлять толерантность, познавать себя и других..

В результате осмысления этого опыта появились результаты. Класс стал местом, где дети учатся быть успешными.

 

 


 


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::