Когнитивный характер продуктивной учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка - МАОУ СОШ №26 

Когнитивный характер продуктивной учебной деятельности учащихся на уроке иностранного языка PDF Печать E-mail
Автор: Задворнова Л.А.   

 

 

(из опыта работы Задворновой Л.А., учителя немецкого языка
МОУ «СОШ № 26» г. Балаково Саратовской области)

 

 

Определяя стратегическую цель школьного образования, необходимо ответить на вопросы; какие качества, знания и умения должны быть сформированы у школьника, чтобы он мог «комфортно сосуществовать» в быстро изменяющемся мире сегодня и завтра. К чему должна готовить школа подрастающее поколение, если мир столь динамично изменяется и жизнь требует от личности способности принимать активное и вместе с ним позитивное участие в этих изменениях? Ответы на эти вопросы можно найти в Законе «Об образовании», в котором, в частности, зафиксировано, что основной пафос школьного образования должен быть направлен на формирование у учащихся «адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира» и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальных культур.

Образовательная политика в области приобщения школьников к иностранным языкам относится к сфере языковой политики государства и общества. В пользу этого высказывания говорят следующие обстоятельства. Во-первых, за счет включения иностранных языков в систему школьного образования увеличивается реестр изучаемых в школе языков и, следовательно, диапазон возможных и реальных коммуникативных контактов между представителями различных иноязычных социумов. Во-вторых, обучение ИЯ меняет удельный вес разных языков и оказывает влияние на процессы языкового и личностного развития обучающихся. В-третьих, выбор конкретного языка для изучения в школе определяется в значительной степени политическими позициями и ориентациями общества и государства.

Промышленники Европы, одни из потенциальных заказчиков системы общего и высшего профессионального образования, в одном из заключительных документов своего «круглого стола» записали: «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе, командный дух и вкус риска, чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности, чувство служения общему делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия». (ЕРТ, Европейское образование- к обучающему обществу. Брюссель, 1994) Таким образом, обучая школьников ИЯ, мы не должны забывать о воспитании общечеловеческих ценностей, понимания своей роли в обществе и правил поведения в нем.

Итак, политика в области приобщения учащихся общеобразовательных учреждений к ИЯ должна быть направлена на обеспечение гармонии между обществом, государством и конкретной личностью, т.е. личностно-ориентированная направленность обучения. Известно, что проблема принципов обучения ИЯ относится к наиболее спорным в методической науке. Так называемые общедидактические принципы (сознательность, воспитывающий характер обучения, прочность знаний и др.) по сути своей вряд ли могут быть названы принципами, на которых строился учебный процесс по ИЯ или можно его построить. Действительно, целые десятилетия в методике «официально» признан принцип сознательности, но на практике обнаруживается, что ученики вместо сознательного усвоения учебного материала зазубривают подготовленные тексты по теме, диалоги и т.д. или вообще его не знают. Реализация принципа активности сводится, как  правило, к тому, что ученик активен только в том случае, если его спрашивает учитель. А если мы хотим, чтобы процесс обучения ИЯ приближался по своим основным параметрам к процессу овладения языком в естественной языковой ситуации, т.е. был бы в полном смысле коммуникативным, то мы призваны создать в аудитории микромир окружающей нас жизни со всеми реальными, межчеловеческими отношениями и целенаправленностью в практическом использовании языка.

Это диктует необходимость рассматривать реальный учебный процесс как «особым образом организованное общение или особую разновидность общения», важной функцией которого выступает установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом. Результатом такого взаимодействия является  усвоение учащимися речевого опыта в новом для них языке и приобщение с его помощью к новой культуре и национальным традициям. Речь идет о личностно-ориентированной концепции образования. В соответствии с данной концепцией образование из способа просвещения индивида должно быть трансформировано в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем.

Учебный процесс должен активизировать имеющиеся у каждого ученика интеллектуальные способности, знания и речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому важно строить учебный процесс таким образом, Чтобы обучаемый, решая те или иные коммуникативные задачи, испытывал потребность и имел возможность реализовать собственные намерения.

Таким образом, процесс овладения учащимися ИЯ в учебных условиях будет успешным при условии, если он:

-направлен на личность ученика, его реальные потребности и мотивы;

-осознан обучаемым как индивидуальный процесс, зависящий в первую очередь от них самих;

-обеспечен умениями учителя выявлять мотивацию к обучению у каждого ученика и направлять ее на успешное овладение языком;

-имеет деятельностный, когнитивный, творческий характер;

-ориентирован на логику развития личности ученика, его субъективного внутреннего состояния;

-стимулирует проявление собственной активности учащихся, радости и удовольствия от общения друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на уроках;

-учитывает, прежде всего, индивидуальные предпосылки обучения, а не различия между системами родного и иностранного языка.

Сегодня очень важно последовательно использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учеников, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон, инициировать активный диалог, анализ проблемных ситуаций, познавательные и деловые игры, самостоятельную работу на уроке. Практика показывает, что, к сожалению, нередко учащийся выступает «как сторонний наблюдатель, холодно фиксирующий происходящее или находящееся вокруг него». Это значит, что традиционная фронтальная работа, при которой речевую активность проявляет учитель, а ученики активны только в том случае, если их спрашивают, сокращается в пользу самостоятельных, групповых и коллективных форм обучения.

Технология группового обучения предполагает:

-взаимное обогащение учащихся в группе;

-организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

-распределение начальных действий и операций;

-коммуникацию, взаимопонимание, рефлексию.

Знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему подопечному. В условиях групповой работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и самого взаимодействия каждого из участников учебного процесса. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений школьника к миру. Эта форма работы не позволяет ему оставаться пассивным в учебном процессе, стимулирует такие важные способы взаимодействия как сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание.

Технология коллективного взаимообучения также относится к личностно-ориентированным педагогическим технологиям. Идею взаимного обучения необходимо использовать, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей. Это позволяет включать в учебный процесс естественную структуру общения между людьми- диалог и полилог.

Межвозрастная интеграция предполагает участие в уроке групп школьников разных возрастных категорий. Причем разница в возрасте должна составлять не менее 3-4 лет, чтобы у старших школьников был более «авторитетный» языковой опыт. При проведении уроков с межвозрастной интеграцией необходимо соблюдать ряд условий:

-тема урока интересна всем возрастам;

-дифференцированный подход к участникам общения;

-активное взаимодействие всех школьников;

-непринужденная ситуация общения;

-подведение итогов с обязательным поощрением всех учащихся;

-оправданный выбор формы урока и методов обучения.

Главная цель таких уроков- развитие у школьников коммуникативной компетенции в иностранном языке, преодоление «языкового барьера».

Одним из новых, перспективных средств обучения иностранным языкам в последние годы становится языковой портфель, который получает все большее распространение в системе языкового образования. Использование языкового портфеля как средства рефлексивного обучения обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании на самостоятельную учебную деятельность учащегося. Языковой портфель- зеркало этого процесса, инструмент оценки и самооценки достижений учащегося посредством опросников, контрольных листов самооценки, что позволяет осуществлять мониторинг развития коммуникативных умений, фиксировать динамику уровня владения иностранным языком. Характер работы с языковым портфелем основывается на самостоятельной инициативе учащегося. При этом учащийся профилирует свою учебную деятельность и определенным образом составляет профиль своих потребностей в изучении иностранного языка. В качестве показателя продуктивной учебной деятельности в процессе работы с языковым портфелем следует также рассмотреть такую особенность данной учебной ситуации, как взаимодействие с товарищами по учебной группе. Это взаимодействие может проявляться в обмене материалами и заданиями, в совместном обсуждении материалов, включенных в портфель, во взаимопомощи при совместном решении учебных задач.

Современное обучение иностранным языкам рассматривается в трех аспектах:

Прагматический - формирование определенного комплекса знаний, навыков и умений.

Общеобразовательный - воспитательно-образовательное воздействие  на личность обучаемого, развитие способности к общению, толерантности.

Когнитивный - формирование у учащихся языковых способностей, психических процессов, которые лежат в основе успешного овладения иноязычной коммуникативной деятельность.

Итак, стратегическая цель обучения - развитие способности к межкультурной коммуникации. Успешному достижению этой цели способствует развивающее обучение.

Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Это может быть проектная технология, оформление «Языкового портфеля», самостоятельная работа в кабинете ИЯ по модульной технологии, групповая работа учащихся при подготовке межвозрастных интегрированных уроков, где учитель координирует деятельность учащихся.

Следовательно, учебная деятельность учащихся будет более продуктивной, если она имеет яркий когнитивный характер.


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::