Эссе на тему: «Я Уполномоченный, а это значит...» - МАОУ СОШ №26 

Эссе на тему: «Я Уполномоченный, а это значит...» PDF Печать E-mail
Автор: Логинова И.Н.   

 

 

«… Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса необходим не только для защиты прав ученика и учителя, но и для просвещения правовых знаний в школе…»

«… хорошо, что у нас есть кабинет помощи детям…»

«… трудные дети имеют право на защиту…»

(из детских сочинений)

О правах человека сегодня говорят много и многие, но добиваться исполнения своих прав в жизни бывает очень нелегко даже взрослому, что уж говорить о детях. С 2002 года во всех школах Саратовской области введена должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. Уполномоченный выбирается на общешкольном собрании или назначается администрацией учебного заведения. Основное требование - правовые знания, но практика показывает, что не только знания являются причиной выбора.

Я была выбрана Уполномоченным в нашей школе в 2002 году на общешкольном родительском собрании. Начинать делать первые шаги всегда трудно, но у меня была хорошая подготовка – юридическое средне – специальное образование. С первых дней работы пришлось столкнуться с правовой безграмотностью не только учеников, но и родителей и учителей. Именно поэтому моя работа строилась на правовом просвещении участников образовательного процесса.

Первые два года работы были особенно напряжёнными. Дети, родители, учителя как будто только и ждали правозащитника. Шквал взаимных претензий, обид, непонимания, агрессии…узнавание своих прав и свобод рождало в каждом желание отстаивать, бороться, бросаться на баррикады. Приходилось не только обновлять свои знания в правоведении, но и штудировать литературу по психологии. Проводимые анкеты выявляли достаточно жёсткую ситуацию в семьях, классах, в коллективе. И если честно, хотелось всё бросить и… но мои правовые знания были не главными в выборе моей кандидатуры в Уполномоченные. Неравнодушие, умение сопереживать, выслушать до конца проблему, а главное желание помочь, именно эти качества легли в основу выбора.

Я думаю, что начинать правовую работу необходимо с детей. Детское мышление более гибкое, направлено на позитив, а жажда знаний не засорена бытовыми проблемами. Мною было подмечено, что когда ребёнок получал интересующую его правовую информацию, он обязательно рассказывал об этом дома. Поэтому правовая пропаганда среди учащихся поводится наиболее активно. Для этого я организовала правовой клуб «Гражданин». Пятнадцать моих помощников учатся сами и обучают других на классных часах, проводят лектории в младших классах, адаптируя достаточно сухую юридическую информацию для малышей в виде сказочных историй. Постепенно учащиеся стали понимать, что права неразрывно связанны с обязанностями, а конфликтные ситуации можно решать с помощью диалога, используя правовые знания и умение общаться. Ребята учатся лучше разбираться в людях, правовых ситуациях, стремятся понять жизнь государства, перестают быть равнодушными к тому, что происходит вокруг них.

Свою заинтересованность они переносят в семьи, а мои выступления на родительских собраниях заставляют задуматься взрослых. Проведённое анкетирование учеников и родителей показало, насколько разнятся взгляды на воспитание взрослых и детей. Пропасть непонимания между близкими людьми рождает взаимные упреки, нарушение прав, несоблюдение обязанностей. А ведь воспитание толерантной личности невозможно без участия семьи. Мои беседы на родительских собраниях бывают для многих родителей открытием. Постепенно родители привыкли, что в школе есть человек, который может дать грамотную юридическую консультацию, подскажет, куда можно обратиться для решения той или иной проблемы, поможет разрешить конфликт родитель – ребёнок, родитель – учитель. На стенде по правовому просвещению для родителей каждый месяц вывешивается новая информация, иногда приходится посещать семьи для совместной беседы со всеми членами семьи.

Среди моих коллег введение должности Уполномоченного вызвало неоднозначную реакцию. Честно, было трудно. Возмущались, сомневались, бывало, хлопали дверью, но постепенно приходило понимание, что и они находятся под защитой. В разборах конфликтных ситуаций коллеги ощущали уважение, желание помочь восстановить справедливость, ощущали защиту своего человеческого достоинства. Моё правовое просвещение коллег иногда проходит в виде шутливых советов:

Подходя поближе к школе,

Вы нахмурьте строго брови,

Ни кому не улыбайтесь,

Пусть Вас сразу все боятся…

Если вдруг ученики

К Вам родителей направят,

Сразу ставьте их на место,

Вызывайте весь ОМОН

И запомните надолго,

Что ученики не люди

Это значит что их можно

Как собак дрессировать.

Эти советы помогают взглянуть на себя со стороны, задуматься, быть может, в чём-то исправится.

Правовая пропаганда знаний остаётся моей главной задачей. Она осуществляется в виде лекций на классных часах, беседах на родительских собраниях, выступлениях на педагогических советах, с помощью викторин, конкурсов, анкетирования.

Должность Уполномоченного вошла в жизнь каждой школы. Конечно, со временем изменится отношение и требования к самой должности, расширятся полномочия, может быть, в штатном расписании школы появится новая специальность «юрист – правовед». Время покажет.

В заключении мне хочется познакомить коллег с памяткой, которую я разработала для себя:

Помни, ты держишь в руках, чью-то жизнь

Помни о доверии к тебе, ибо ты обладаешь опытом, которого нет у других

Помни, ты можешь научить многому, если будешь, искренен всегда

Каждый имеет право выбирать свой путь, моя задача – честно предупредить, куда он может завести

Когда просят о помощи – помоги, когда говорят «Я сам» - доверь


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::