«Дифференцированное обучение, как средство активизации познавательной деятельности учащихся» - МАОУ СОШ №26 

«Дифференцированное обучение, как средство активизации познавательной деятельности учащихся» PDF Печать E-mail
Автор: Каличева С.А.   

 

 

 

К каждому ребёнку

следует применять его собственное мерило,

побуждать каждого к его собственной обязанности

и награждать его собственной заслуженной похвалой.

Рескин

Особенности программы «Начальной школы XXI века»

В настоящее время приоритетным направлением в начальной школе  является  развитие личности. Проблема соотношения обучения и развития необыкновенно важна для начальной школы. На мой взгляд, именно программа «Начальная школа XXI века», разработанная авторским коллективом под руководством  Н. Ф. Виноградовой, решает эту проблему.

Данная программа направлена на обучение всех детей: и с высоким, и со средним, и с низким уровнем развития. Это возможно, потому что через всю программу, учебники, рабочие тетради проходит идея дифференцированного обучения. Ученик рассматривается, как «субъект» деятельности: учащиеся сами размышляют, ищут, делают открытия.

«Субъектный» характер проявляется на всех этапах обучения: при получении и систематизации знаний, контроле и самоконтроле, оценке и самооценке, при выполнении домашнего задания. Также в программе подобраны разноуровневые задания по принципу «труднее – легче», что позволяет каждому ученику решить любую задачу, но в разные периоды обучения.

Дифференциация (от латинского разница) форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся .

Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки учеников в соответствии с их возможностями.

Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников?

Принципиальным основанием такого процесса должна быть

педагогическая диагностика.

Что такое педагогическая диагностика?

?   Педагогическая диагностика призвана,

?   во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения,

?   во-вторых, обеспечить правильное определения результатов обучения,

?   в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую.    (К. Ингенкамп «Педагогическая диагностика» Педагогика 1991 с. 7)

?   Педагогическая диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. (Российская педагогическая энциклопедия, гл. ред. В. В. Давыдов, т. 2 с. 123)

?   Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

?   определить особенности усвоения учащимися  предметных знаний, умений и навыков;

?   выявить характер трудностей ученика и  установить их причины;

?    установить уровень овладения учебной  деятельностью;

?   оценить изменения, происходящие в  развитии учащихся

По результатам психолого-педагогической диагностики в классе формируются три группы учащихся (по уровню достижений):

1 группа - ученики с высокими учебными  способностями

2 группа - учащиеся со средними способностями

3 группа - учащиеся с низкими учебными способностями

1 группа, ученики с высокими учебными способностями:

Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания.

2 группа, учащиеся со средними способностями:

Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время. Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей.

3 группа, учащиеся с низкими учебными способностями

Эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.

Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках

Работа с группами учащихся ведётся  по двум основным  направлениям:

1.Воспитание действенного интереса к учению, к  самостоятельной учебной

деятельности.

2. Помощь учащимся в овладении знаниями и   рациональными способами учения.

Виды дифференцированных заданий

1. Предварительные задания по уровню трудности:

•      облегчённому;

•      среднему;

•      повышенному.

2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных  упражнений возрастающей степени трудности.

3. Индивидуальные дифференцированные задания.

4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки  учащихся.

5. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту  системы дополнительных заданий возрастающей трудности.

6. Упражнения с указанием минимального и максимального количества  заданий для обязательного выполнения.

7. Дифференцированные задания с разной степенью помощи.

Способы дифференциации, которые могут быть использованы  на этапе закрепления изученного материала.

Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, объёму, трудности.

Используя различные способы организации деятельности детей и единые задания, я дифференцирую по:

1. Степени самостоятельности учащихся;

2. Характеру помощи учащихся;

3. Форме учебных заданий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1.  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например: решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов.

К продуктивным  заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Продуктивные задания, например:

?   классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);

?   преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);

?   задания с недостающими или лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

?    самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.

2.  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

?   усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й группы используются двузначные числа, а для 3-й группы – однозначные);

?   увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, во 2-й и 3-й группах даётся задача в 1 действие, а в 1-й группе в 2 действия);

?   использование обратного задания вместо прямого (например, 2-й и 3-й группам даётся задание на замену крупных мер мелкими, а 1-й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными).

3.  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое  не является обязательным для всех учеников.

Как правило,  дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек и заданий из тетради «Дружим с математикой»

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычную работу организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3-й группы),  выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й полусамостоятельная. Для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя

Различный характер дифференциации и цели этих заданий, позволяют в течении урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся.

Материал учебников математики позволяют применять различные способы дифференциации. Так номера заданий, относящихся к разным уровням сложности, обозначены разным цветом, а к некоторым упражнениям даются карточки – помощницы. В своей работе использую тетради на печатной основе, для дифференцированных заданий.

 


 

 

 

 

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::