Развитие речи младших школьников - МАОУ СОШ №26 

Развитие речи младших школьников PDF Печать E-mail
Автор: Орлова О.В.   

 

 

Как ребёнок овладевает речью.

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Человек всю жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. в раннем детстве у него возникают потребности  общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи.  Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится. Развиваясь,  ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами.  Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями  словообразования, словоизменениями и словосочетания, многообразными синтаксическими  конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи  своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе своей деятельности.

К семилетнему возрасту дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля, разумеется.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься постоянно и целенаправленно.


Речь – очень широкая сфера деятельности человека.

В развитии речи выделяют три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением.

Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения, и т. п. – представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико – орфографические умения.

Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность. Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время вносит что – то новое, обеспечивающий движение вперед.

Этот элемент нового довольно легко определяется в курсе грамматики, орфографии, но не всегда легко – в развитии речи.

Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого  речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным сформирует это упражнение. Так, одно сочинение знакомит детей с элементами описания, следующее –с более сложными зарисовками по наблюдению, а затем может быть задано и такое сочинение, где описательные элементы занимают уже значительное место.

Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ. Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая. кропотливая работа учащихся и учителей. Речевые умения и навыки развиваются, так, сказать по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большому, речь совершенствуется и обогащается.

Требования к речи учащихся.

Какую же речь можно считать хорошей. к чему следует стремиться учителю и ученику?

Во – первых, это требование содержательности. Говорить и писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания.

Во – вторых, это требование логичности, последовательности, чёткости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего – либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения и т. д. но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями , построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа.

Ясность речи –это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать и возможности, и интересы, и другие качества адресата. Речи вредит излишняя запутанность, не рекомендуется перегружать речь терминами, цитатами.

И выразительность, и ясность речи предполагают также ее чистоту, т. е. отсутствие  лишних слов, грубых,  просторечных слов и выражений.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, т. е. ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую, орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – орфоэпическую, произносительную.

Все эти требования применены к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Нельзя допускать, чтобы в начальных классах проводилась серьёзная работа лишь над отдельными сторонами речи, например над орфографической грамотностью, и откладывались ба на старшие классы другие аспекты речевого развития. К сожалению, в практике такая ошибка допускается: некоторые учителя не работают над разнообразием речевых средств, применяемых учащимися, над требованием ясности речи, недооценивают тщательного выбора слов из ряда синонимов, не учат детей исправлять недочеты речи у своих товарищей и совершенствовать собственную речь.

Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью: содержательна ли речь? Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка? Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии?

Речь – это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств. Речь разнообразна.  Необходимо знать особенности каждого вида речи.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. недостаточно было бы обогатить память школьника каким – то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать  и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений. которые обеспечиваются соответствующей методикой. Проводя изложение и сочинение, устные рассказы, словарные и синтаксические упражнения, учитель руководствуется не только перспективной целью, которая может быть определена как хорошая речь, но и конкретными учебными целями каждого отдельного упражнения.

Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык через речь перед школьником открывается широкий мир науки и жизни.


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::