Исследовательская деятельность учащихся при изучении климата - МАОУ СОШ №26 

Исследовательская деятельность учащихся при изучении климата PDF Печать E-mail
Автор: Кунтушева Г.А.   

 

 

В усвоении знаний по физической географии и краеведения важную роль играет понимание процессов, происходящих в атмосфере.

Первоначальные знания об элементах и явлениях погоды, умения их наблюдать учащиеся приобретают в начальной школе. В 6 классе эти знания углубляются при изучении темы «Атмосфера», и теперь еще и при изучении климата Саратовской области по краеведению. Все эти знания служат основой для завершения формирования понятий  «погода». Здесь же закладываются основы понимания сущности понятия ''климат'' на материале особенности климата своей местности. Из всех  долговременных  систематических наблюдений самыми доступными для школьников являются метеонаблюдения.

Среди всех практических работ важное место принадлежит наблюдениям за погодой. Четко организованные и систематически проводимые наблюдения дают учителю необходимый материал для осуществления краеведческого принципа в обучении. Конечно, в школах имеется минимум оборудования, необходимых для ученических наблюдений. Нет географической площадки, чтобы установить приборы и приспособления. Но самый существенный недостаток в процессе изучения погоды и климата заключается в том, что отсутствует необходимые связь между тем, что наблюдают учащиеся и содержанием программного теоретического материала. То есть зачастую существует формализм в знаниях , и он может быть исключен , если учитель целенаправленно учит детей наблюдать, фиксировать условными обозначениями элементы и явления погоды, обобщать , отражать графически. Представления учащихся о погоде, календари погоды и диаграммы должны быть и результатом практических работ и объектом их исследовательской деятельности. Очень хорошо, что в 6 классе появился предмет  ''географическое  краеведение’’;  есть учебник и рабочая тетрадь.

Но очень сложно давать тему «погода и климат» не проходя еще тему «Атмосфера». Но  с другой стороны появляется дополнительная возможность, при 1 часе в неделю по географии, научить учащихся строить графики, диаграммы, вычислять средние температуры и т.д.

Изучение погоды – это одна из составных частей изучения природы своей местности. Каждый ученик должен уметь наблюдать погоду и вести календарь.

Наблюдение за погодой уч-ся стали проводить с октября  месяца. Дано задание вести наблюдение за температурой  воздуха, облачностью, осадками.

Подготавливая уч-ся к наблюдению за погодой  показала как надо работать с термометром, в определении температуры, как определять облачность .

Была предложена форма календаря погоды, какими условными знаками обозначать основные элементы погод.

Условные обозначения элементов погоды начертили на отдельных листах. Было предложено уч-ся в календаре рисовать характерный пейзаж для этого времени года или наклеивать цветную иллюстрацию.

Были назначены дежурные, которые записывали данные температуры воздуха , давление, облачность и другие явления, высоту снежного покрова и т.д.

В конце месяца была проведена обработка данных за декабрь месяц. Все записи по обработке данных проводят на приложенном к календарю листе бумаги.

Для исследовательской работы, для более тщательного наблюдения за погодой нужно делать упор на группу ребят, которые  заинтересованы, увлечены и убеждены в важности и необходимости вести наблюдения и записи, и что полученные материалы и усвоенные ими умения пригодятся им в изучении географии, в жизни, в практической деятельности  после окончания  школы.

Характеристика особенностей климата своей местности должна включать содержание, отраженное в научно-достоверных источниках: в книгах по географии области, в краевед. музее и т.д. Знание особенностей климата местности, его климатообразующих факторов позволяет уч-ся лучше понять особенности и характер изменения погоды. Для того чтобы  учащиеся хорошо усвоили понятия «погода» и «климат»  необходимо обеспечить усвоение обобщенных приемов  учебной и исследовательской работы, связанных с погодой.

К ним относятся приемы:

1.  восприятие элементов и  явлений  погоды в природе:

а) наблюдения (визуальные  и с помощью приборов) за температурой воздуха, видами облаков и степенью облачности, видами осадков и характером их выпадения, количеством осадков, направлением и силой ветра, атмосферным  давлением;

б) подведение наблюдаемого явления под соответствующее понятие;

в) создание представления (мысленного образа) явления;

г) запись условными обозначениями  результатов наблюдений  и  «перевод»    условного обозначения в конкретное представление.

2.Обработка материалов наблюдения путем:

а) вычисления средних показателей температуры, суммы осадков;

б) построение графиков (температура);

в) «розы ветров»;

г) диаграмм (количества осадков, дней по степени облачности, типов погоды);

д) текстовых описаний.

3. Чтение готовых графиков и диаграмм.

В результате исследовательской деятельности, постепенно с нарастающей степенью самостоятельности уч-ся обучаются переносу приемов на новое содержание. На основе приемов у них формируются умения.

Содержание наблюдений предполагает накопление материала для вычисления  средних  показателей, для вывода о типе погоды. Материалы наблюдения будут использоваться обязательно  на уроках по теме «Атмосфера». Например, по теме «Атмосферное давление» даются данные температуры и давления,  с тем, чтобы      можно было установить  зависимость между  температурой  и давлением.            -10 ?               -12?            -15?

767мм          770мм          772мм

Ученики на основе анализа своих наблюдений убеждаются в правильности теоретического положения о том, что давление воздуха меняется с изменением температуры. Давление повышается, температура понижается зимой.

Урок «Ветер и причины его образования» начинаю с вопроса к уч-ся;

1.Подсчитайте, сколько дней в ноябре дули северные ветры, южные и т.д.

2.Какие ветры преобладали? (южные, юго-запад, северо-запад).

3.В какие дни было безветрие?

«Осадки»

1.Количество дней в ноябре с дождем?

2.Сколько  дней было пасмурных?

3. Сколько дней было ясных?

Во время беседы следует показать и взаимосвязь элементов погоды за определенные дни:

Западные, юго-западные, южные ветры приносят осадки; восточные ветры, северные ветры понижают температуру воздуха.

Для определения характера лета и зимы, в зависимости от температуры, в помощь учащимся полезно составить специальную таблицу или  использовать форзац учебника.

Используя  данные  календаря  погоды, учащиеся составили графики хода температуры, облачность розу ветров,направление ветров,осадки.

Были составлены диаграммы количества дней с разными типами погод. Сравнение диаграммы повторяемости разных типов погод по месяцам. Сравнение диаграмм, построенных по наблюдениям, поможет учителю подвести  уч-ся к пониманию сущности климата. «Климат-это  многолетний режим погоды, характерный для этой  местности »

С учащимися началась проводиться работа и на пришкольном участке, связанная с измерением высоты (толщины) снежного покрова (в целых  см).  Наблюдение проводится снегомерными рейками.

Сведения о высоте снежного покрова на полях и о минимальной температуре воздуха , позволяют косвенным путем приблизительно рассчитать температуру почвы. По специальной таблице можно определить насколько температура почвы при той или иной высоте снежного покрова выше минимальной температуры  воздуха.

2-4 января выпал снег.

Высота снежного покрова на пришкольном участке была 5 см, а температура воздуха минимальная 4 января была -120. В таблице находим:

Высота 5 см

Отклонение 6,50

Теперь температура почвы на глубине 3 см равна  -120 + 6,50=  - 5,50

Если в почве на этой глубине температура ниже критической то узел кущения - основной орган растения может погибнуть, гибнет и растение.

Критическая температура почвы на глубине узла кущения, т.е.  температурой, при которой повреждается большинство сортов озимой  пшеницы  считается t0 -20, -220 для Европейской       части  России.    В школе работает кружок « Вокруг света» - это кружок общей  физической географии, для учащихся 6 – 8 классов. Содержание работы кружка самое разнообразное.    Созданы   и  работают  отдельные секции : метеорологическая ( организация  и проведение  наблюдений за погодой по расширенной программе ), секция « страноведение»  ( расширение и углубление знаний , развитие интереса к изучению природы , населения различных стран земного шара , его жизни и быта) , секция « Занимательная география» ( сбор  и накопление  занимательного материала , обсуждение , обработка систематизация ) , секция краеведения (  углубление  знаний о природе своего края).  Большое внимание уделяется метеорологическим  наблюдениям . Создан метеорологический пост : результаты наблюдений записываются ; систематически обрабатываются и оформляются . Все материалы надо использовать для углубленной характеристики природно-климатических условий родного края . Это значительно повышает престиж юных наблюдателей и увеличивает в сознании учащихся ценность добываемых в этой работе материалов. В тесной связи с метеонаблюдениями можно вести фенологические наблюдения. Это наблюдения сезонных явлений в живой природе. На каждом уроке требую устного описания погоды за прошедший день, на что уходит не более 3-х минут, но приносит  большую пользу. Используя материалы наблюдений , предлагаю сравнивать погоду различных дней. Сначала беру дни с резко отличающейся погодой. Это дает возможность подвести их к правильному выводу, что изменение погоды связано с понижением давления, с  изменением направления ветра и т. д.

Внеклассная краеведческая работа развивает познавательные силы и творческие способности учащихся, активизирует их, вооружает их умениями и навыками  самостоятельной   научной работы  в доступной для них форме, вовлекает  их общественно полезную  и   трудовую деятельность  и содействует профессиональной  ориентации.


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::