Формирование социально-адаптированной личности школьника через классное самоуправление - МАОУ СОШ №26 

Формирование социально-адаптированной личности школьника через классное самоуправление PDF Печать E-mail
Автор: Коноваленко В.Р.   

 

 

Сущность, цели и задачи самоуправляемой деятельности

Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся — это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги - практики и их воспитанники. Например, мои ученики понимают его как:

управление жизнью класса;

организацию дел для своего класса, а значит и для себя;

решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;

школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

1.     Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

2.     Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.

3.     Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

4.     Воспитание достойных творческих лидеров.

Создание структуры самоуправления в классе:

высший орган - классное собрание;

между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю;

распределение общественных поручений между всеми учащимися.

Структура управления 7 «А»класса МОУ «СОШ № 26»

 

Группа

Фамилии учащихся

Обязанности

Староста

Пестич Д.

Кл.журнал, изменения в расписании ,отсутствующие в школе

Учебный сектор

Гармаш М., Соловушкова А.

Проверка дневников

Дежурство по классу

Кузнецова Е.

Контроль дежурства по классу, по школе

Спортивная группа

НикитинаТ.,ЧугуновС,КузнецовА.,ХарсунВ.,КузинК., БилобрицкийВ.

Организация спортивных мероприятий походов

Ред. коллегия

Галимжанов Э., Канищев Н., Добрынин А., Соловушкова А.

Оформление классного уголка, поздравительных газет, плакатов, открыток

Организаторская группа

Красулина А., Долматова Е., КривулинС.,

Кондратьева Т., Пугаева Ю.,

Бондаренко М., Савойско С., Ясенков Д.,

Никонова В., Гришин Д.

Организация праздников. Мероприятий, конкурсов, поздравлений с днём рождения

Научная группа

Курятникова Л., Ильичёв Д. ,Иванова Е.,

Кривулин С.

Проведение тематических классных часов

Трудовой сектор

Тимчеко Д.Кузнецова К.

Организация уборки школьной территории, классного кабинета

Группа подсчёта баллов

Колмакова М.

Ведение учёта баллов

 

Формирование и развитие классной воспитательной системы

Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.

Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастит личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить.

Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:

  • ученик – субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;
  • воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию опережает развитие;
  • воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью (самоутверждающие механизмы личности).

Второй  год воспитательная система класса направлена на саморазвитие и самосовершенствование личности

современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.

Положение о конкурсе  «Лучший ученик 7 «А» класса»

Конкурс проводится в течение каждой четверти.

Участвуют все учащиеся класса. В конце четверти трое учеников с наибольшим количеством баллов награждаются денежными премиями (согласовано с родительским комитетом, см. протокол №1 родительского собрания).

Подсчёт баллов ведётся по следующим пунктам:

 

Успеваемость

Участие в мероприятиях

Поведение, замечания

Достижения, грамоты

Работа родителей

Поощрительные баллы

Идеи








 

Баллы

 

Критерий (+)

Б.

Критерий (-)

Б.

За работу группы

1до5

За опоздание

1

За участие в мероприятии

1до5

За пропуск без причины

5

За улучшение успеваемости

5

За нарушение дисциплины

2

За посещение секции, кружка

5

За двойку

2

За дежурство по школе

1до5

За курение

10

За достижения, грамоты

5



За идею

5



За организованное питание

1(день)



За ведение школьного дневника

1до5



За посещение родителями собраний

5



За организацию родителями экскурсий, меропр.

5



За своевременное предостав. информации

5



 

Итоги конкурса «Лучший ученик четверти 7 «А» класса»

I, II,III,IV четверть 2008-2009 учебный год

 

п/п

Фамилия, имя

I ч.

баллы/

место

Премия

II ч.

баллы/

место

Премия

III ч.

баллы/

место

Премия

IV ч.

баллы/

место

Премия

1

Билобрицкий Виктор

19


119/8

сладк.приз

57


67


2

Бондаренко Максим

39


30


54


36


3

Галимжанов Эльдар

86/6

сладк.приз

125/7

сладк.приз

184/3

100 руб.

100

100 руб.

4

Гармаш Максим

32


49


76


47


5

Гришин Денис

44


45


96


108/8

100 руб.

6

Дегтярева Евгения

-


-


-


-


7

Добрынин Артем

44


109

сладк.приз

82


76


8

Долматова Елизавета

129/4

сладк.приз

164/2

150 руб.

169/5

сладк.приз

187/1

200 руб.

9

Иванова Екатерина

72


130/4

сладк.приз

224/1

200 руб.

104

100 руб.

10

Ильичев Дмитрий

50


99


172/4

50 руб.

90

сладк.приз

11

Канищев Никита

62


90


115

сладк.приз

87


12

Колмакова Марина

131/3

200 руб.

141/3

50 руб.

155

сладк.приз

156/2

150 руб.

13

Кондратьева Татьяна

15


47


80


46


14

Красулина Анастасия

82/8

сладк.приз

129/5

сладк.приз

175\4

50 руб.

107/9

100 руб.

15

Кривулин Сергей

162/2

300 руб.

193/1

200 руб.

189/3

100 руб.

110/7

100 руб.

16

Кузин Кирилл

22


28


61


57


17

Кузнецов Антон

25


60


48


69


18

Кузнецова Екатерина

95/5

сладк.приз

198/1

200 руб.

168/5

сладк.приз

80


19

Курятникова Лидия

71


128/6

сладк.приз

161/6

сладк.приз

124/5

100 руб.

20

Никитина Татьяна

85/7

сладк.приз

112

сладк.приз

188/3

100 руб.

150/3

120 руб.

21

Никонова Виктория

41


135/3

50 руб.

149

сладк.приз

54


22

Присяч Дарья

168/1

500 руб.

210/1

200 руб.

218/2

150 руб.

116/6

100 руб.

23

Пугаева Юлия

15


14


31


46


24

Савойско Сергей

33


50


100

сладк.приз

102/10

100 руб.

25

Соловушкова Анаст.

57


150/2

150 руб.

112

сладк.приз

136/4

100 руб.

26

Тимченко Дмитрий

25


27


41


79


27

Харсун Владислав

41


20


94


99

сладк.приз

28

Цуканова Александра

24


38


92


76


29

Чугунов Семен

69


103

сладк.приз

64


78


30

Ясенков Дмитрий

33


53


87


98

сладк.приз

 

Кроме этого по Закону РФ “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации”, должно обеспечивать, в частности “интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, подготовленный к выступлению в современном ему обществе и национального не совершенствование этого общества…”.

В 8 классе  мною была предложена идея ведения каждым учеником «Дневника – самоанализа». В течение четырёх последующих лет каждый ученик должен пройти, пережить и осознать 7 этапов этой программы, фиксируя свои действия в дневнике.

 

Этапы самосовершенствования личности

Девиз  этапа

Самопознание

Познай себя

Самовоспитание

Сделай себя сам

Самообразование

Научи себя учиться

Самоутверждение

Утверждай себя

Самоопределение

Найди себя

Саморегуляция

Управляй собой

Самоактуализация, самореализация

Реализуй себя

 

 

Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребята должны осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и почему с ними происходит. Поэтому система технологии начинается с доступного обзора с психологических качеств человека, приводит в некоторую систему имеющиеся у ребят представления о своей личности, помогает или понять себя, создать осознаваемый образ своего “Я”.

Особенность работы по технологии саморазвития личности – работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, интеллектуальными проявлениями, интересами, отношениями.

Опыт работы по технологии саморазвитие личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы по этой технологии позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя.

Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения.

При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества.

Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями, поскольку они обычно включают многие важные элементы работы (от индивидуальных бесед до групповых обсуждений). Но я решила изменить сам подход к организации и проведении традиционных родительских собраний. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями. А на родительских собраниях активными участниками и даже организаторами иногда становятся самиродители, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни в классе и в школе. В 2008 – 2009 уч. году родителями, в частности членами родительского комитета, было проведено два тематических собрания (“Подросток в семье”, “Поощрение и наказание в воспитании ребёнка”). Было приятно, что родителей взволновали эти проблемы и в бурной дискуссии обсуждали, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям. Многие родители обратили внимание на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.. На мой взгляд, такие родительские собрания имеют большую воспитательную эффективность.

В нашем классе стало традицией проведение последнего итогового родительского собрания совместно детей и родителей. Это собрание всегда бывает праздничное, как бы творческий отчёт о проделанной работе и своих достижениях. Радует то, что и родители не остаются в стороне, всегда показывают своё “ответное слово”.

Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, экскурсии, поездки, походы и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.

Представленная мною программа имеет четко обозначенную  гуманистическую  цель -  формирование социально- адаптированной личности, реализуемую через решение развивающих и воспитательных задач, затрагивающих мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу личности, а также сферу межличностных отношений и общения.

 

 

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::