Урок - путешествие «Что за прелесть эти сказки !» - МАОУ СОШ №26 

Урок - путешествие «Что за прелесть эти сказки !» PDF Печать E-mail
Автор: Погодина М.В.   

 

 

Цели: 1) обобщить и систематизировать ранее изученный материал по сказкам А.С.Пушкина;

2) развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки выразительного чтения, умения анализировать и делать выводы; продолжить развивать творческие способности учащихся;

3) воспитать любовь к тому русскому, национальному, чем наполнены сказки Пушкина, к русским традициям.

Ход урока:

Организационный момент (1 - 2 мин).

Основное содержание урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем бродить по неведомым дорожкам сказок А.С.Пушкина.

(Звучит музыка)

Звуки музыки, таинственный свет свечи… просто необходимо, чтобы сейчас прозвучали какие-нибудь волшебные слова, может быть вот эти:

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем, и ночью…

И днем, и ночью…

( Делаю вид, что забыла стихи)

Кот (возмущенно):

Иднем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Что с вами, Марина Викторовна?

Учитель: Мне стыдно за мою забывчивость. Вы меня извините, пожалуйста. Ребята, кто сможет продолжить начатые мною строки?

(2 учащихся читают наизусть)

- Из какого произведения эти строки?

- Молодцы, правильно! Давайте дальше продолжим наше путешествие по стране Пушкинских сказок.

(Появляется старуха)

Старуха: Чего там продолжим! Ничего не продолжим! Теперича я здесь командовать праздником буду! Все за всех решать! Всю жизнь об этом мечтала!

Кот: Ой, бабуся, а вы кто?

Старуха: А ты брысь отседова, тебя вообще никто не спрашивает! Царица я теперича!

Кот: А зовут-то вас как?

Старуха: Да нет у меня никакого имечка! А это все Пушкин ваш виноват, Александр Сергеевич. И характер он мне придумал тяжелый, и без имени оставил. То старухой кликал, то бабой.

1 ученик: Ребята, а вы догадались из какой она сказки? («Сказка о рыбаке и рыбке»). А у нас зачем появилась?

Старуха: Чтобы отомстить Александру Сергеевичу Пушкину! Радовал он меня, радовал всю сказку, а потом на тебе оставил опять с корытом.

Кот: Так ты сама виновата, слишком уж много у тебя желаний было.

Старуха: Ну, ничего, я колдовать тоже немного научилась, вот у вашей Марины Викторовны память отшибло, это я постаралась!

2 ученик: Старуха, мы тебя не будем обижать, верни только М.В. память на стихи обратно.

(Старуха колдует, но у нее ничего не получается)

Старуха: Нужно рыбку золотую позвать. Милостивая государыня рыбка!

(Появляется золотая рыбка)

Рыбка: Ах, кто меня разбудил? Что тебе, старуха, надобно?

Старуха: Выполни мое последнее желание, пожалуйста. сделай так, чтобы у М.В. память на сказки Пушкина вернулась.

Рыбка: А кто это Александр Сергеевич Пушкин? Вы мне расскажите, а я верну.

(2 учащихся представляют презентацию о А.С.Пушкине, здесь же выставка книг.)

(Появляется бесенок)

Бесенок: Вот здорово! Аж дух захватывает! Скорее бы попасть в эти сказки!

Кот: А ты откуда взялся?

Бесенок: Мне надоело сидеть в море, дедушка отпустил меня с вами путешествовать.

Учитель: Наше путешествие продолжается!

(Звучит музыка)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир…»

(Инсценирование отрывка)

(выходит Царевна-Лебедь)

Бесенок: Вот это да! Ты кто такая? Это мы в какую сказку попали?

Царевна – Лебедь: А вот отгадайте:

Стоит на острове Буяне

Красивый город – лучше нет…

1 ученик: Мы в сказке о царе Салтане.

Царевна – Лебедь: Я принимаю ваш ответ. (Вопрос классу) А вы читали сказку о царе Салтане?  Назовите ее героев. Расскажите о чудесах. Молодцы, вы хорошо знаете мою сказку. Отправляйтесь же путешествовать дальше, узнавать новое, неизведанное.

Инсценирование отрывка из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Обращения Елисея к силам природы.

Царевна: Ребята, вы хорошо знаете нашу сказку? Тогда ответьте на наши вопросы.

- Чей это портрет:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

- Чем занимались семь богатырей? (Охотой и охраной государства)

- Кто дал Царевне отравленное яблоко? (Чернавка)

- Молодцы. Ребята! Счастливого вам пути!

Бесенок: Скорее бы попасть в мою сказку. Уж очень сильно я по Балде соскучился. Ребята, помогите мне попасть туда, кто вспомнит, как начинается сказка?

(ответы учащихся)

(Входит Балда)

Балда: Молодцы, ребята! А ты что здесь делаешь?

Бесенок: Я помогаю М.В. и ребятам путешествовать по сказкам Пушкина.

Балда: А ты их знаешь?

Бесенок: Конечно, мы уже были в «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказке о царе Салтане», ««Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», а теперь и в нашу попали.

Балда: А давайте проверим, как вы знаете « Сказку о попе и его работнике Балде».

1.     Как работал Балда?

2.     Как Балда перехитрил бесенка в первый раз?

3.     Как Балда перехитрил бесенка во второй раз?

Молодцы, все знаете, много читаете. Такие же любознательные, как и я!

(Звучит музыка, переносимся в другую сказку)

Бесенок: А куда это мы попали?

Учитель: Негде в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он,

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Царь: Милости прошу в «Сказку о золотом петушке».

Кот: Скажите, пожалуйста, уважаемый царь, а чудеса в вашей сказке есть? Мы хотим побыстрее узнать о них.

Царь: Как же. Так я вас и отпустил. Вот отгадаете мои загадки, тогда посмотрим.

Бесенок: Опять отгадывать, надоело!

Царь: Что? Эй, стража!

Бесенок: Нет, нет… буду!

Учитель: Мы согласны. Ребята у нас умные, вмиг ваши загадки отгадают.

Царь: Это мы еще посмотрим! Слушайте, думайте, отвечайте!

1.     Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец-звездочет)

2.     Что должен был делать золотой петушок? (охранять царство)

3.     Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? (подари ты мне девицу шамаханскую царицу)

Ну и ну, до чего умная детвора! Ладно, уговорили, отпускаю вас.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по пушкинскому государству. Понравилось? Тогда ответьте мне: «Почему А.С.Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?

(ответы детей)

( в финале исполняется песня «Сказки гуляют по свету…»).

Домашнее задание: напишите отзыв об уроке


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::