Педагогика гармонического развития - МАОУ СОШ №26 

Педагогика гармонического развития PDF Печать E-mail
Автор: Лебедева Л.Г.   

 

 

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №26

г. Балаково Саратовской области Лебедевой Лилии Григорьевны

 

Педагог в переводе с древнегреческого означает «детоводитель». Куда мы ведем своих учеников? Куда стремимся? Решив стать учителем, я выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к ее вершинам – Добру, Красоте, Истине. Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев.…  За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, - это особое и наиболее значительное дарование России, смысл ее существования.

Сердце – начало и продолжение всего живого на земле. Сердце – жизнь во всех ее смыслах. Литература – нравственное зеркало, отражающее и зажигающее свет наших сердец. Реальность жизни, находящая отражение в литературе, будет понята учениками еще в школьные годы, заставит задуматься: «Кто я? Какой я? Для чего я живу?»

Вспомним страницы толстовских книг, побуждающих общество задуматься над законами совести. Считаю, законы совести должны звучать на каждом уроке литературы, эпиграфом к которым для меня служат слова Льва Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость…»

Уроки «горящего сердца» подведут учеников к пониманию: без сострадания, без милосердия невозможно жить в нашем мире и помогут воспитывать Человека.

На моих уроках стараюсь, чтобы большая литература предстала перед учащимися не слагаемым из составных частей, а живыми людьми. И на каждом уроке протягиваю видимые и невидимые нити между героями и учениками, сопереживающими героями.

Считаю, что дети должны учиться читать между строк, прислушиваться к голосу писателя, учиться разгадывать, к чему он звал. Я не сочиняю педагогических рецептов и заповедей, боюсь догм и менторского указующего перста: «Се добро, а се зло, не стремлюсь «вещать», изрекать прописные истины. Стараюсь учить, прежде всего, самостоятельно добывать истину, пробуждать познавательную активность, заставить даже инертных и пассивных мыслить (пусть даже останутся мыслящими «молчунами»).

На уроках литературы мы обсуждаем не только поведение и переживания Онегина, Печорина, Пьера Безухова, Андрея Болконского, но и наше собственное поведение, наши взгляды, нашу готовность сознательно и целеустремленно вступить в жизнь. Уроки литературы не уводят от жизни, но, наоборот, изучение ее вводит в круг понятий и интересов живую деятельность. А это и есть воспитание гражданина!

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::