Дебаты как форма развития общения учащихся на уроках - МАОУ СОШ №26 

Дебаты как форма развития общения учащихся на уроках PDF Печать E-mail
Автор: Никонова Ж.В.   

 

 

Форма развития общения учащихся на уроках

« Основы здорового образа жизни»

 

Огромное значение в развитии коммуникативной компетентности учащихся играет игра «Дебаты». Такая форма игры полезна тем, кто предполагает не оставаться равнодушным к тем явлениям, которые происходят в обществе, кто хочет быть активным и иметь собственное мнение, кто стремиться к самовыражению на словах и на деле.

Сегодня мы, педагоги, констатируем тот факт, что большинство учащихся-подростков говорит на уроке очень мало, не умеют оформить свое речевое высказывание, не могут рассуждать, обобщать, делать вывод.  Для многих ребят приход в ВУЗ оборачивается трудностями в учении, неуспеваемостью, связанной только с тем, что они не имеют способностей обучаться в том или ином ВУЗе, но и с тем, что ребята привыкли заучивать готовые истины школьного учебника, а также потому что школа не потребовала от них собственных рассуждений, как на уроках гуманитарного цикла, так и по другим предметам.

Может в этом как раз и кроется отсутствие познавательного интереса или низкий познавательный интерес, нежелание участвовать в жизни социума, связанное с тем, что ребята привыкли говорить то, что надо, что прописано.

Еще одной проблемой коммуникации является то, что ребята практически не владеют культурой коммуникации. Умение прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать свое, умение слышать другого человека и правильно понимать и принимать его доводы, возражать по существу, а не только потому, чтобы возразить, доказательность и компетентность – вот те качества, которые необходимы ученику в его взрослой жизни. Для этого уже на средней ступени обучения учащиеся должны принимать участие в работе полемических клубов, чтобы получить возможность для развития своих коммуникативных умений, культуры общения.

Какие умения развивает игра «Дебаты»?

В первую очередь, эта игра развивает интерес учащихся к чтению, связанный с необходимостью находить нужную информацию по теме игры.

Во -вторых, учащиеся учатся говорить в монологической и диалогической форме, при этом внимательно слушая собеседника и одновременно анализируя его высказывание.

В-третьих, игра формирует ответственность учащихся за культуру своего речевого высказывания, так как ребята работают в команде, где каждый отвечает за участие в игре другого человека.

В-четвертых, игра учит учащихся работать на время, учит собранности и обязательности. В определенном смысле, игра помогает преодолеть боязнь говорения, страх, неумение общаться.

В-пятых, дебатное общение развивает исследовательские умения учащихся и нестандартность их мышления.

Чем раньше  младшие подростки начнут принимать участие в игре, тем быстрее это скажется в их учебных умениях. Они станут лучше и ответственнее подходить к решению творческих заданий, предлагаемых учителем на уроке. Их сочинения, перестанут изобиловать речевыми штампами, проявится индивидуальность ученика, его реальная точка зрения по той или иной изучаемой учебной проблеме.

Дебаты – это игра двух команд. Определяется утверждающая и отрицающая команды. Основываясь на материалах исследований, одна из команд утверждает, что проблема может быть решена следующим образом и приводит свои доводы. Другая команда слушает, слышит и находит у оппонентов слабые места и пытается привести доводы в противовес сказанному ранее. Игра учит слышать и слушать, учитывать сильные и слабые стороны оппонентов и принимать взвешенные решения.

Темы дебатных игр могут быть такими:

·        Подростки  должны нести такую же ответственность за совершенные преступления, как и взрослые.

·        Права человека должны зависеть от культуры.

·        Деньги решают все проблемы.

·        Государство должно защищать авторские права.

·        Экология- роскошь, которую мы не можем себе позволить.

·        Рекламу следует запретить.

·        Одежда – показатель культуры личности.

·        Современная музыка – это культура или отсутствие ее?

·        Проблема отцов и детей в современном мире.

·        Малолетние мамы – проблема или нет?

·        Права и обязанности школьников.

·        Культура питания и диеты.

·        Профессия по наследству.

·        Алкоголь следует запретить.

·        Курение не вредит здоровью

·        Люди, больные СПИДом, должны быть в изоляции.

·        Человек- царь природы.

·        Школьная форма необходима или необязательна?

Структура проведения дебатной игры.

Каждая команда защищает не свою точку зрения, а  ту, которую они получают путем жеребьевки.

Игра состоит из трех частей:

Собственно дебаты(20-25 мин.);

Обсуждение проблемы с аудиторией(5 мин.);

Рефлексия игры. Обсуждение результатов с аудиторией, выбор самой убедительной команды.(10-15 мин.).

Описание игры.

Каждая команда, состоящая из 3 игроков, получает свое задание за 7 – 10 дней до проведения дебатов. Игроки ищут материал и фактическую информацию, выбирают подходящие аргументы и вырабатывают стратегию защиты своей точки зрения по проблеме (П-положительная, О- отрицательная).

П1. Дает определение понятий своего тезиса.

О1.Либо соглашается с ним, либо добавляет некоторые детали.

П1. Представляет аргументы, которые, как предполагается, команда П защищает.

О1.Также представляет аргументы своей команды и пытается оспорить аргументы, представление игроком П1.

Оба игрока задают перекрестные вопросы  вторым игрокам команд, после того, как те закончили свои выступления.

П2, О2. Выступают со своей речью, которая опровергает выступления игроков П1и О1. Они должны проиллюстрировать стратегию своей команды новыми примерами, фактами, вновь перечислив аргументы, представленные первыми игроками. Можно приводит новые доказательства.

П3, О3. Выступают с заключительной речью, целью которой является суммирование материала, заключение. Необходимо обратить внимание на противоречия в позиции противника, попытаться убедить аудиторию, почему аргументы этой команды самые убедительные и весомые.

Хронометрист следит за временем выступлений, никто из игроков не имеет права продолжать речь, даже если необходимо добавить что-нибудь очень важное.

После первой части игры проблема обсуждается с аудиторией, присутствующие задают вопросы игрокам, представляя свою точку зрения.

Команда, победившая в дебатах, определяется тайным голосованием.

Каждый игрок получает от1 до 10 баллов. Это зависит от следующих показателей, продемонстрированных игроками:

- способности логически защищать свои аргументы;

-способности поддерживать дискуссию;

- умения выступать на публике, соблюдать культуру общения в игре.

Обязанности судьи.

  1. Написать короткое заключение по игре, сделать комментарии.
  2. Назвать победившую команду.
  3. Поставить баллы игрокам.

Учащиеся, принимающие участие в игре, сами определяют значение дебатов для развития и становления личности. В нашей школе в течении трех лет функционирует дебатный клуб для старшеклассников. Цель деятельности клуба: формирование активной жизненной позиции и гражданского самосознания.

На вопрос «Что вам дает участие в дебатах?» учащиеся ответили следующим образом:

  • дебаты стимулируют интерес к познанию нового и неизведанного;
  • дебаты развивают ораторское искусство;
  • дебаты помогают преодолеть страх пред публикой;
  • дебаты помогают не бояться ответов на уроках;
  • дебаты помогают развить свою речь  и лексический запас;
  • дебаты способствуют расширению кругозора учащихся;
  • дебаты помогают в формировании активной жизненной позиции;
  • дебаты дают возможность чувствовать свою принадлежность команде;
  • дебаты помогают обрести верных друзей.

На уроках  в седьмом классе в разделе правового блока  мы впервые попробовали провести дебаты по такой теме: « Подростки  должны нести такую же ответственность за совершенные преступления, как и взрослые». Для проведения игры учащимся было необходимо изучить статистические данные по уровню преступности среди несовершеннолетних, поработать со статьями из Уголовного кодекса РФ, сделать подборку газетных и журнальных публикаций.  Команды представили свои аргументы «за» или «против» данного утверждения, разгорелась настоящая полемика, приводились всевозможные доводы в пользу той или иной точки зрения. К единому мнению мы так и не смогли прийти, но главная цель была достигнута: дети самостоятельно подготовили необходимый материал, отстаивали свою точку зрения, учились слушать других, правда, не всегда с должным уважением.

В педагогической литературе такую форму , как дебаты, рекомендуют использовать во внеклассной работе. По моему мнению, эту форму работы можно успешно использовать на итоговых уроках по завершению этического, правового, семьеведческого и медико – гигиенических  блоков.

Учащиеся, не принимающие непосредственного участия в работе  команд,  только присутствуя на уроках, задавая вопросы, будут вовлечены в дискуссию, заинтересованы обсуждаемой проблемой. Природное любопытство, желание самому все понять послужит стимулом для дальнейшего изучения проблемы, чтобы в следующий раз самому попытаться дать компетентный ответ на тот или иной вопрос.


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::