Разработка урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Предлог" - МАОУ СОШ №26 

Разработка урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Предлог" PDF Печать E-mail
Автор: Погодина М.В.   

 

 

Урок русского языка.

Класс 7

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: путешествие

Методы ведения урока: частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Образовательный аспект: обобщить и систематизировать ранее изученный материал по теме «Предлоги»; провести контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по данной теме;

Развивающий аспект: развивать коммуникативные навыки учащихся (умения высказываться на грамматическую тему, умение слушать, сопоставлять, анализировать и делать выводы); развивать орфографическую зоркость;

Воспитательный аспект: продолжить воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Сообщение темы, постановка целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

В класс входит грустный  Незнайка (один из учащихся).

Учитель: Незнайка, почему ты такой грустный?

Незнайка:

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Трудную задачку задал мне Знайка, никак не могу понять, почему поехать в Крым, но на Кавказ. Или почему в течение дня, но в течении реки?

Учитель: Не расстраивайся, Незнайка. Мы тебе поможем. У нас с ребятами сегодня необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на земле. Садись, вот твое место. Тетрадка, ручка и работай вместе с нами.

Цель нашего путешествия - обобщить и систематизировать ранее изученный материал по теме «Предлоги». Откройте тетради, запишите число, тему урока.

3. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь!

Проверка домашнего задания: краткие сообщения учащихся из истории о предлоге.

4. Актуализация знаний.

Итак, мы продолжаем наше путешествие. Известен такой случай, когда французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Проведем и мы орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант.

1. Словарный диктант.

Вследствие дурной погоды, не видавшие света в продолжение недели, принимали участие в следствии, поговорить насчет плавания, ввиду непогоды, он узнал впоследствии, прочитал в продолжении судового журнала, не прекращавшийся в течение ночи дождь, иметь в виду, перевести доходы на счет порта, несмотря на ветреный день.

2. Синтаксическая пятиминутка.

( Учитель смотрит в подзорную трубу)

Вот и первый риф на нашем пути. Его преодолевать пойдет отважный матрос ….

Предлог    сущ. В.п.

В следствие по делу об аварии включили заключение экспертизы.

Предлог (= из-за)

Вследствие сильного шторма нарушилась связь с кораблем.

3. Редактирование предложений.

Мы продолжаем наше путешествие. Ой-ой-ой! Корабль во время маневрирования среди рифов получил пробоины. Нужно немедленно их закрыть. Выполним следующее речевое упражнение. Исправьте ошибки в тексте.

Пароход уплыл согласно расписания. Мы решили отправиться в трудное плавание наперекор желания родителей. Благодаря болезни не все смогли участвовать в этом путешествии. Вскоре мы причалили к берегу вопреки приказа командира.

Согласно, вопреки, благодаря, наперекор, навстречу, подобно + сущ. в дат. падеже.

4. Индивидуальное задание.

А теперь самые отважные матросы должны составить запись в судовой журнал о нашем путешествии. Она должна быть интересной и насыщенной производными предлогами. Это задание будут выполнять….

5. Наш корабль починен, можно плыть дальше.

Незнайка: Ой, смотрите, смотрите! Справа по борту какой-то предмет.

Учитель: Действительно, это бутылка. Откроем ее. На листке что-то написано: « Выполните морфологический разбор предлогов из словосочетаний: плыть в течение часа и препятствия в течении ручья.

(2 учащихся выходят к доске)

6. Проверка записей в судовой журнал.

7. Фронтальный опрос-повторение.

-  Что мы сегодня вспомнили и повторили о предлоге? Что это за часть речи?

- Какие вы знаете разряды предлогов по значению?

- Какими они могут быть по структуре?

- Что вы знаете о правописании предлогов?

- На что надо обращать внимание при употреблении предлогов, чтобы вас считали культурным человеком?

8. Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия, но, чтобы пристать к берегу, нужно решить еще одну задачу.

Самостоятельная работа «Правописание предлогов» (тест).

ТЕСТ «ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ» (проецируется на доску)

Сделайте, где необходимо соединение, вставьте пропущенные буквы, выпишите словосочетания с омонимичными производными предлогам словами.

1. В течени… урока, в течени… реки, в следстви… болезни.

2. В силу обстоятельств, в след каретам,  в след от ботинка.

3. На счет работы, на счет в банке, в целях углубления темы.

4. В роде пейзажа, в роде моем трусов не было, по причине неустроенности.

5. В продолжени… часа, в продолжени… сериала, в отношени… вопроса.

Найдите соответствия(подберите синонимичные пары).

6. Вследствие        А. Из–за, ввиду

7. Вслед                Б. Вопреки

8. Наподобие          В. За

9. Несмотря на        Г. Вроде

Продолжите предложения так, чтобы знаменательные слова в скобках превратились в предлоги (они несколько изменят свой облик).

10. (следствие) Вылет самолета задерживался

11. (цель) Фермер применил удобрение

12. (счет) Служащий поинтересовался

13. (смотреть) Маша продолжала плакать,

Употребите указанный предлог с сущ., поставив существительное в нужную форму, укажите падеж существительного.

14. Благодаря

15. Согласно

16. Вопреки

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание: сочинить сказку на грамматическую тему «Предлоги».

7. Заключительное слово учителя.

Молодцы, ребята! Мы преодолели все препятствия, встретившиеся на нашем пути.

Урока время истекло…

Я вам, ребята, благодарна за то,

Что поработали вы славно…


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::