От учебника – к творческому замыслу урока (приёмы работы с учебником на уроках русского языка и литературы) - МАОУ СОШ №26 

От учебника – к творческому замыслу урока (приёмы работы с учебником на уроках русского языка и литературы) PDF Печать E-mail
Автор: Кривулина Т.В.   

 

Из опыта работы учителя СОШ №26 г. Балаково Саратовской области Кривулиной Т.В.

 

Учебник… Однокоренное слово к слову «учить». Но если бы для успешного овладения знаниями хватало бы только учебника, наверное, отпала бы необходимость в учителях. До сих пор этого не случилось, потому что яркое, живое слово учителя не заменит ни один  даже самый хороший учебник. И то, насколько глубоко и прочно усвоят ученики программный материал, зависит только от учителя (ну и, конечно, от умственных способностей самих учеников).  Но при всём при этом вряд ли мы скажем классу: «Не покупайте на следующий год учебники, они вам не понадобятся». Учебник был и остаётся основным посредником между учителем и учеником.

Но если для ученика учебник является основным, а довольно часто и единственным (после учителя, разумеется) источником знаний и руководством в его учебной деятельности, то учитель обращается к учебнику, уже будучи вооружённым знанием соответствующей науки, причём значительно глубже и шире (хотелось бы так думать), чем она преподана в учебнике. Поэтому  если от ученика требуется усвоить содержание материалов учебника и определяемые им приёмы работы, то от учителя, как руководителя этой деятельностью, требуется решение целого ряда задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием учащихся, учебник  должен являться опорой учителя в разработке всех звеньев педагогического процесса на всех его стадиях: от разработки замысла до его осуществления и дальнейшего совершенствования.

Не вдаваясь в «дебри» методики, я просто хочу поделиться  своими некоторыми приёмами работы с учебной книгой. Соответственно специфика этих приёмов обусловлена тем учебным комплектом, по которому ведётся преподавание. Это учебный комплекс под редакцией Бабайцевой.

Знакомство с учебным комплексом  происходит на первом уроке в 5-ом классе. (Сложность состоит в том, что ученики по одному предмету получают три учебника, и некоторые из них ещё долго потом считают, что развитие речи – это отдельный предмет). Кроме знакомства с такими понятиями, как «форзац», «титульный лист», «шмуцтитулы», а также  знаковым и справочным аппаратом учебника, ученики получают задание подготовиться к викторине или конкурсу на самого лучшего знатока учебника. Вопросы могут быть самые разные: на что следует обратить внимание, если вы видите значок в виде стрелки, или есть ли словарик в учебнике, или даже такой: строки какого поэта помещены на шмуцтитулах в учебнике теории?  Это, на мой взгляд, не просто развлечение. Умение пользоваться  учебником при самостоятельной работе дома – залог более успешного усвоения знаний. Я считаю, что и родителей наших учеников необходимо знакомить с учебником по своему предмету.

Именно вопросы родителей подтолкнули меня к тому, что необходимо разнообразить приёмы работы с теоретическим материалом.

Небольшое отступление: даже если вы не работаете по названному учебному комплексу, то всё равно, наверное, знаете, что все теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы  собраны в одной книге. На мой взгляд, это большой плюс, поскольку отпадает необходимость в приобретении дополнительных справочников. Но к недостаткам учебника теории я бы отнесла такой: отсутствие вопросов после параграфа, отвечая на которые можно было бы проверить степень усвоения теоретического материала. Вернёмся к вопросам родителей. Однажды после собрания мама одной из учениц спросила: «Что значит учить параграф: наизусть, пересказывать, читать?» Это для нас с вами ответ очевиден: настолько вооружиться теорией, чтобы успешно применять эти знания при решении практических задач.

Поэтому наряду с традиционными приёмами: составление плана учебной статьи, пересказ по предложенному плану, фронтальный опрос, беседа или задание придумать вопросы  я на уроках использую и следующие приёмы.

«Цепочка» - ученики по очереди демонстрируют знания определённого параграфа, произнося по одному законченному предложению. Например, «глагол – самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета». Постепенно ученикам будет всё труднее и труднее, и, разумеется, одержит победу тот, кто наиболее внимательно читал параграф. Он и заканчивает фразой: «В Древней Руси слово «глагол» обозначало речь вообще». (По такому принципу интересно проводить опрос по параграфам типа «Понятие о глаголе», «Понятие о причастии»). Эффективен этот приём и при подведении итогов на уроке, особенно после объяснения нового материала (в этом случае вопрос будет звучать так: Что вы узнали на уроке о …?). В принципе, это обыкновенное подведение итогов, но в такой форме оно более интересно, а значит наиболее эффективно.  Руководствуясь этой мыслью, я пересмотрела форму «задавания». По-моему, учителю просто необходимо «играть»  на любопытстве и любознательности детей. Ученик охотнее возьмётся за книгу, если вместо привычного: «на дом  параграф такой-то, упражнение такое-то» услышит: «А если вы внимательно прочитаете параграф, то узнаете о слове, из которого исчез корень» (5 кл. Морфемика. Исторические чередования в составе слова) или: «Изучите параграф 58-ой и расскажите на следующем уроке, как возникло выражение «красная строка» (Лексика. Прямое и переносное значение слова).

Одним из недостатков устных монологических ответов является отсутствие примеров при формулировке правила или определении понятия. И тогда я решила проверить знание теории следующим образом. После знакомства (в 6-ом классе) с повелительным наклонением глагола ученики естественно получили задание: углубить своё представление об этой форме глагола, самостоятельно поработав с параграфом № 94.  Проверку на следующем уроке провела так: в определённой последовательности ученики записали:

  1. Не кричите в классе!
  2. Читать – читайте, пой – пойте.
  3. Обуть - обуйте, обувать – обувайте.
  4. Пусть, пускай, да, давай.
  5. Включить свет! Встать!
Опираясь на данные примеры, ученики формулировали  определённые положения учебной статьи (соответственно смогли это сделать только те, кто внимательно изучил параграф).    Таким образом, работу с теоретическим материалом я стараюсь максимально разнообразить, используя с этой целью и традиционные формы опроса, и элементы занимательности, и тесты, и иллюстративный материал.

К сожалению, учебники не всегда богаты яркими, запоминающимися иллюстрациями, а ведь у абсолютного большинства людей наиболее развита именно зрительная память (так называемые визуалы). И на уроках я вновь и вновь убеждаюсь в том, что интересные или забавные рисунки часто способствуют длительному запоминанию теоретического материала. (Приведу пример: на тему частицы в 7-ом классе отводится 19 часов. С разрядами модальных частиц ученики знакомятся на первых уроках, а затем довольно длительное время идёт отработка навыков различения и написания НЕ и НИ. При обобщающем  повторении темы «Частицы»  я попросила назвать разряды модальных частиц – реакция нулевая. Но стоило мне произнести фразу: «Вспомните забавных человечков со стр. …», как сразу же учащиеся  назвали и восклицательные, и усилительные, и  вопросительные и т. д.  частицы).

На мой взгляд, неожиданным для учеников  был следующий вид работы: по ряду рисунков рассказать о правописании -НН- и -Н- в причастиях и отглагольных прилагательных. (см. таблицу). Надо сказать, что психологи вообще советуют для запоминания каких-либо слов использовать зрительные образы (слова «корзина», «собака»).

Татьяна Рик «Причастие»

Вообще, как бы мы с вами не отмахивались от элементов занимательности, мотивируя это тем, что ученики в более старших классах должны серьёзно трудиться, что урок должен быть рабочим, всё равно занимательный материал способен «оживить» любую тему, благо что литературы по этому вопросу сейчас предостаточно. И речь вовсе не идёт о том, что обязательно нужны уроки-путешествия или грамматические сказки. Иногда достаточно произнести волшебные слова: «Ребята, а вы знаете, что…» И вновь глаза учеников устремлены к вам, дети внимательны и сосредоточенны.  Вот именно поэтому я никак не могу удержаться от того, чтобы не рассказать в нескольких словах историю Колосса Родосского, когда вижу на полях учебника синонимический ряд: большой, огромный, громадный, колоссальный. Или не могу пройти мимо упражнения о цветах роз в учебнике для 6-го класса и не рассказать о том, что в средневековой Франции венок из роз называли «шапель», соответственно впоследствии трансформировавшееся в слово «шляпа»,   или что долгие годы в той же Франции велась кровопролитная война, получившая название Алой и Белой розы. Или урок развития речи в 5-ом классе. Тема «План текста». Ученики овладевают умением составлять план, используя для этого текст в учебнике о грибах. «Кольца ведьм», у некоторых народов «пляски гномов» - грибы растут по кольцу – особая грибница.

И вот уже обычное скучное упражнение из учебника сталоне таким уж и скучным, а текст, безликий и неинтересный для учеников, т. к. они то буквы вставляют, то пунктуацию объясняют, становится более зрительным, вызывает какие-то образы, ассоциации (начинает «работать» эмоциональная память). (Таких примеров можно привести очень много, хватило бы только сил при подготовке к уроку заглядывать ещё куда-нибудь, кроме методички.)

Иногда, как мне кажется, на уроке просто необходим элемент неожиданности. Для того  же самого словарного или объяснительного диктанта можно взять упражнение из учебника. (Ну и что, возразите мне вы, в учебнике есть специальные упражнения, предназначенные для диктовки.) Интрига в другом. Дети пишут под диктовку, не подозревая о том, что текст у них под носом. (Учебники, естественно, закрыты). Надо видеть лица детей, когда, вместо ожидаемого комментирования, они слышат фразу: «Поменяйтесь тетрадями,  а теперь откройте страницу … и посчитайте ошибки друг друга».  Иногда достаточно просто сказать: «Сейчас вы – учителя. Вот упражнение, в котором допущены грамматические (или речевые, смотря по заданию) ошибки. Я их не замечаю – объясните».

Тот же эффект неожиданности: изучается или повторяется тема «Предложение». На доске – набор слов. Задание: из слов составить предложение, из предложений небольшой текст. Тексты составляются, некоторые заслушиваются.  И вновь интрига: оказывается, эти же самые слова сложились в удивительное по красоте стихотворение, помещённое тут же, в учебнике. А дальше работа может варьироваться в зависимости от того, какие учебные задачи вы решаете.

Обычное задание для учебника Бабайцевой – объяснить подчёркнутые орфограммы – можно провести в более интересной форме: Выписать слово, «узнать» орфограмму и на эту же орфограмму подобрать ещё 5-6 слов. Или упражнение, где предлагается просклонять составные числительные, провести в форме грамматической эстафеты (на листочке написано данное числительное в именительном падеже, ученики по очереди ставят числительное в определённую падежную форму и передают сзади сидящему). Такой ещё вариант проверки обычного задания в учебнике «Практика» составить словарный диктант на определённую орфограмму (например, О-Ё после шипящих): орфографическая дуэль (первый и  третий ряд – дуэлянты – они по очереди называют слова, 1-ый с буквой О, 2-ой – с Ё  из домашнего упражнения, средний ряд – секунданты – следят, чтобы не было допущено ошибок и повторений слов).

«Орфографический бой»

Никого не надо убеждать в том, что орфографические ошибки наши ученики делают потому, что не «чувствуют» слово, не видят «ошибкоопасных» мест. С этой целью в учебниках даются упражнения с пропущенными буквами, задания объяснить подчёркнутые орфограммы. А попробуйте дать такое задание: допустить как можно больше ошибок. При явной, на первый взгляд, абсурдности задание не лишено здравого смысла: ведь допустить ошибку можно лишь в том случае, если знаешь орфограммы, т. к. не каждая неверно написанная буква «приравнивается к рангу» ошибки.  Как показывает практика, задание не такое простое, как кажется на первый взгляд (для разминки – попробуйте сделать в слове «ещё» четыре ошибки).

В более старших классах – задания серьёзнее и сложнее. 8-9 класс. Синтаксис. Начинаешь повторять орфографию после летних каникул – полное ощущение, что ничему этих детей никогда не учил. Попробуйте дать задание составить обобщающую таблицу, например, по теме «Правописание частицы НЕ с разными частями речи». (Естественно, у вас она есть и скорее всего не в единственном числе), но ведь ценно то, что добыто собственным трудом, оно же, добытое, лучше и запоминается. (Суть в том, что правила по данной орфограмме находятся в разных параграфах учебника «Теории»).

Безусловно,учебник незаменим, в основном, при самостоятельной работе детей и их работе дома. Но в зависимости от уровня подготовленности класса, его интеллектуального уровня,  формы работы с учебником могут варьироваться.

2006-2007 учебный год

 

 

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::