О необходимости применения «здоровьесберегающих технологий» в процессе обучения - МАОУ СОШ №26 

О необходимости применения «здоровьесберегающих технологий» в процессе обучения PDF Печать E-mail
Автор: Буколова С.А.   

 

 

-I-

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с раннего возраста ценить , беречь и укреплять своё здоровье , если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться , что будущие поколения будут более  здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Многолетние наблюдения в нашей школе показывают, что около 45 % детей,  приходящих в первые классы имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе  число здоровых детей

уменьшается в 4 раза , число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3 % , с нервно-психическими расстройствами  от 5, 6 до 16, 4 %, нарушениями осанки с 1,9 до 16, 8 .

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения и каждой семьи.

Понятие  «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию , сохранению и укреплению здоровья учащихся .

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен  получить за время учёбы знания о собственном здоровье , которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Основной показатель , отличающий все  здоровьесберегающие  общеобразовательные технологии  - регулярная   экспресс- диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике ( начало- конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Только при оптимальной организации учебной деятельности ( строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учётом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и.т.д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности , исключение переутомления учащихся.

Интенсификация школьного обучения  .повышение требовании к образовательному процессу требуют использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность школьников.

-II-

Как бороться с усталостью и переутомлением на уроках.

Часто нездоровье ребёнка усугубляется усталостью , а усталость вытекает из  нездоровья. Всё связано . При усталости появляются сухость во рту , неприятное ощущение в голове и животе ,сонливость.

Дети любят играть , в игре они всё делают легко и весело. Поиграйте с ними.

Дети часто жалуются на слабость , утомляемость , нервозность .Это происходит из-за нарушения обмена веществ , глубокого дыхания и ухудшения мозгового кровообращения. Помогите именно им успешно работать на уроке, сделайте урок лёгким , превратите его из утомительного занятия в радостное постижение мира , в поле положительных эмоций . Для начала предлагаю снять утомление и  с себя и  ребят с помощью простых упражнений . Ребята назвали их «оживлялки».

Это - средство быстрого восстановления  после перегрузки всех систем организма.

Как только заметите первые признаки неблагополучия – применяйте их!

Боли и сухость во рту пройдут, голова станет свежей, опасность заболеть минует ребёнка. И сами попробуйте. Увидите , станете моложе, сильнее и спокойнее.

И неразбериха сегодняшнего дня не выбьет вас из седла.

Оживлялка № 1

Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите , сдавите изо всех сил основание ладоней , чтобы руки задрожали напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и подтянитесь вверх. Как будто вы опираясь  о руки . выглядываете из окна. Всего 10-15 сек. -  и стало жарко. Повторите 3 раза и у всех во рту станет влажно.

Оживлялка № 2

Сложите руки в замок , обхватите ими затылок , направьте локти вперёд. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так . чтобы было приятно 10-15 сек.

Оживлялка № 3

Разотрите хорошенько уши – вначале мочки , а потом целиком ладонями : вверх-вниз, вперёд - назад, 10-15 сек. При этом цокайте языком как лошадка .

Оживлялка № 4

Сделайте массаж биологически активных зон, это предотвратит простуду.

Первая зона начинается от средней линии уровня груди до «ярешной» ямки.     Массируйте эту дорожку с усилием, снизу вверх по спирали  не отрывая пальцев , можно пройти её несколько раз. Отдельно легонько -  ямку .

Вторая на шее , под челюстями справа и слева. Очень удобно положить сюда большие пальцы рук и мягко поглаживать.

Третья- перед ушными раковинами и за ними. Попробуйте сильно развести указательный и средний  пальцы на обеих руках. Теперь просуньте  меж ними уши , опустите пальцы  ,просуньте между ними уши и с силой растирайте кожу.

Этот массаж улучшит ваше зрение и слух.

Четвёртая на носу . Кулачками –возвышениями больших пальцев- быстро  разотрите крылья носа. Дышите при этом обязательно носом.

Пятая – середина лба «третий глаз». Положите три пальца на лоб всей плоскостью и , мягко надавливая , массируйте,  пока не почувствуете под рукой углубление.

Теперь вы будете видеть невидимое  и слышать неслышимое!

Оживлялка № 5 «Ворона»

Звук «Кар-р-р» .Постарайтесь поднять как можно выше мягкое нёбо  и маленький язычок – 6 раз.

Оживлялка № 6 «Колечко»

С усилием скользя кончиком языка назад по верхнему нёбу , постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка . попробуйте делать беззвучно и с закрытым ртом. 10-15 секунд.

Оживлялка № 7 «Лев»

Дотроньтесь языком до подбородка. Ещё дальше...  Ну,  ещё немножко! Повторить 6 раз.

Оживлялка № 8.

Улыбнитесь и разрешите детям посмеяться . Для этого достаточно вначале сказать сыр-р , а потом надавить на хохотательную точку  - она на кончике носа – и произносить хохотательные  звуки «ха-ха-ха» или «гы-гы-гы». Сначала медленно потом быстрее и ещё быстрее. Помните, смеются победители! Но, может быть,  они  победили  потому, что смеялись?

Оживлялка № 9.

Быстро- быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза ,сжимаем кулаки и говорим : «Я справлюсь, я могу, человек всё может! Я ничего не боюсь! Как хотите вслух или про себя.

Оживлялка№ 10

Закиньте голову назад , выдвиньте вперёд подбородок – так , чтобы кожа на шее натянулась. Затаите дыхание – дышите тихо – тихо, ещё тише, так тихо , как только возможно. Посидите так около минуты. В голове ясно. Чуть-чуть напрягите плечи, руки, потянитесь  и  - за работу!

Внимание! Вот сейчас вы можете передать детям самую главную мысль урока и она будет принята и усвоена.

-III-

Релаксация и снятие напряжения  с определённых групп мышц.

Расслабление позволяет снизить напряжение нейроэндокринной системы и эмоциональную напряжённость. При этом улучшаются обменные процессы и управление в целом , укрепляется защита.

Внушая ощущение тепла и тяжести можно  добиться релаксации .

Звучит спокойная музыка.

- Дети, прилягте на  парту , положив голову на руки, дышите спокойно не глубоко.

-Напряжение улетело…

И расслаблено всё тело,

И расслаблено всё тело…

Будто мы лежим на травке,

На зелёной  мягкой  травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Дышится легко…ровно… глубоко

Губы чуть приоткрываются

Всё чудесно расслабляется

Нам понятно,  что такое

Состояние покоя.

Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием , восстанавливает силы и работоспособность. При усвоении навыка общего расслабления мышц тела можно научиться вызывать по памяти ощущение потепления рук и ног.

Это упражнение позволяет сознательно регулировать приток и  отток крови.

Упражнение №1

Ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки , а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: « Дети , посмотрите так ласково в глаза друг другу , чтобы ваши ладошки потеплели…Вы почувствовали тепло рук?

А эти упражнения особенно полезны для тех мышц ,которые в рабочей позе находятся в постоянном напряжении.

Упражнения №2.

Массаж живота. Стоя.

Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание , похлопывание ребром ладони. Цель – улучшить работу кишечника, с левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко ( воздействие на сигмовидную кишку)

«Лебединая шея.»

Сидя на стуле . Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею. Похлопываем по подбородку. Любуемся длинной красивой шеей лебедя.

Массаж головы .Стоя.

Прорабатываем  активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как граблями ведём к середине головы . затем расчёсываем пальчиками волосы спиральными  движениями ведём от висков к затылку.

Массаж рук. «Моем кисти рук»

Трём ладошки до ощущения сильного тепла ,надавливая каждый палец.

«Стиральная доска»

Оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, лёгкие , печень, кишечник. Создаёт ощущение радости , лёгкости внутри организма.

Трём «рукой-мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимая на мышцы плеча и предплечья; « смываем водой мыло»- ведём одной рукой вдоль второй руки вверх, а затем ладошкой вниз , стряхиваем «воду».При этом происходит возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

«Стопы»

Упражнение выполняем стоя сначала одной стопой , а потом другой.

Ногу слегка сгибаем в колене, стопу держим на весу – это исходное положение

Оттягиваем носок от себя  ,совершаем небольшие пружинящие движения несколько раз, а затем пяткой тянемся вперёд, носок на себя, при этом нога

выпрямлена.Теперь делаем несколько пружинистых движений стопой внутрь, стараясь с каждым разом развернуть её больше , больше, больше.

А теперь то же самое , вывернув стопу наружу 8-10 раз.

-IV-

Правильное дыхание по методу А.Н.Стрельниковой.

Часто люди не задумываются над тем как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание . От дыхания зависит нормальное

снабжение крови кислородом ,а так же ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Первое и очень важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос. Со  своими детьми на физминутках мы дышим по методике А.Н.Стрельниковой.

?Короткий вдох делается через нос. Он должен быть шумным  , активным,  но не глубоким. При вдохе язык поднимается к нёбу, крылья носа сжимаются, максимально прижимаясь к носовой перегородке. Плечи на вдохе должны  не подниматься  ,а наоборот – опускаться вниз. Выдох происходи самопроизвольно. Счёт вдохов- движений производится до 8 раз.

Упражнения – «Повороты».

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподняты , руки опущены. Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох  носом. Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимальный шумный вдох.

Упражнение « Малый маятник»

Исходное положение : ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят .руки опущены.

Наклоняем голову вниз- делаем короткий шумный вдох носом. Поднимаем голову вверх и также делаем короткий, максимально шумный вдох.

Упражнение «Кошка»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, спина прямая руки опущены. Слегка приседаем ,сгибаем в локтях руки , касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваем вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делаем хватательные движения обеими кистями на уровне пояса то же самое в другую сторону 8 раз.

Упражнение «Насос»

И.П. :ноги чуть шире плеч, руки опущены , но не по швам, а немного перед собой. Начинайте частые и  ритмичные наклоны туловища вперёд. Вдох должен кончаться вместе с наклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться) и снова наклон и короткий вдох.

Упражнение «Насос» -уникальное .Оно поможет вам при сильной близорукости , глаукоме, при повышенном и пониженном давлении, снимет астматический и сердечный приступ. Это универсальное средства профилактики потери голоса. «Насос» эффективен при гастритах, колитах и язве желудка. Выполняют эти упражнения только до еды.

-V-

Упражнения для снятия напряжения глаз.

Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой  зрительного      аппарата . На развитие близорукости оказывает целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся ,наличием ,перенесённых заболеваний и.т.д.

У детей врождённая близорукость встречается редко. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся на втором году обучения в школе. Цель моих занятий – вернуть многообразный  .цветной , движущийся мир в классные комнаты. Вместо традиционной сидячей позы ввести на урок режим , меняющихся поз сидя-стоя.


1. Упражнение с сигнальными метками.

В различных участках классной комнаты и на потолке фиксируются ,

привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Периодически даю соответствующие команды и под счёт « раз- два- три - четыре» дети быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках ,сочетая при этом движения головой глазами и туловищем. 1.5 – 2 минуты.

2. Выполняю с детьми упражнения по схеме зрительно-двигательных траекторий. (офтальмотренажёр В.Ф.Базарного)

 


 

3.Упражнение «Дышим глазами»

Представьте, что вы делаете вдох и выдох через нос , а внимание переносите в область глаз . Попытайтесь глазами уловить движение воздуха.

На вдохе глаза прозревают , начинают чётче видеть, а с каждым выдохом пелена уходит ,исчезают «мушки» .снимается напряжение , усталость.

4. Упражнение «Весёлая бабочка»

Просто поморгайте  .похлопайте веками и улыбнитесь.

5.Упражнение «Моё личное солнышко»

Разотри ладони, чтобы они стали горячими. Спина должна быть выпрямлена, а голова гордо поднята.

Теперь закрой глаза , а указательный и средний пальцы обеих рук направь себе прямо в глаза. Не нужно касаться пальцами глаз, но расстояние от кончиков пальцев до глаз должно быть совсем маленьким.

Теперь сосредоточься и ощути  как прямо в глаза струиться приятное тепло. Тепло наполняет глаза ,согревает их.

Не опускай руки. Вместо среднего и указательного пальцев поднеси к глазам согнутые большие. Пусть они отдадут глазам своё тепло , обязательно постарайся почувствовать как  струя тепла наполняет глаза, как они набирают сил. Голову  держи прямо.

Использование  оздоровительной системы скромно, именуемой «физминутками»  позволило снизить уровень  острых респираторных заболеваний (в прошлом году в моём классе  болело ОРЗ  15 человек  ,в этом году только 4 человека) ,остановить  процесс ухудшения зрения (за этот год не выявлено ни одного ребёнка со сниженным зрением), нет прогрессии детей с нарушением осанки. Следовательно, использование  и точечного массажа, и упражнений на различные группы мышц  , и релаксация  .и дыхание по методике А.Н.Стрельниковой , и тренировочный комплекс для зрения повышают уровень физического и психического здоровья детей.

Но дело в том ,что здоровье – это дело не одного дня и не одной недели. Оно требует поддержки и тренировки. А в результате вы получите на уроке нужный настрой на достижение успеха и показатели учебного процесса будут значительно выше.


Составила: Буколова Светлана Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 26.

2008 г.


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::