Развитие творческих способностей - МАОУ СОШ №26 

Развитие творческих способностей PDF Печать E-mail
Автор: Лебедева Л.Г.   

 


Я являюсь сторонником гуманно - личностного подхода, личностно - ориентированных технологий, которые ставят в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей (к самоактуализации), к систематическому желанию творческой деятельности.

В работе по развитию способностей школьников создаю обстановку пафоса творчества, обращаясь к произведениям классического искусства.

Учащиеся делают доклады о поэтах и композиторах, соотнося эпохи и личности гениальных творцов.

На фоне классической музыки звучат произведения поэзии. Использую комплекты учебных материалов Музея изобразительных искусств им А.С.Пушкина. Чудесно прошёл урок «Россия будет великой» (А. Блок) где мы говорили о прошлом, настоящем и будущем России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов Серебряного века. Я использовала музыкальные произведения композитора Мусорского, Рахманинова, Свиридова и живописцев М.В.Нестерова, В.М.Васнецова, Н.К.Рериха.

В работе по развитию систематического желания творческой деятельности школьников одним из важнейших этапов является поиск личного смысла произведения, следовательно, определение своего отношения, своей позиции по отношению к авторской. В данном вопросе я опиралась на исследования в области философии художественного творчества учёного Л.А.Неменской.

Одним из путей развития художественного творчества является наблюдение за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков. Но для создания художественного произведения простой наблюдательности мало. Необходимо через конкретные неповторимые признаки предмета или явления  «открыть» их внутреннюю жизнь, родственную собственной внутренней жизни. С этой  задачей ученики успешно справляются. Наряду с созданием художественных произведений дети работают и  как авторы-публицисты, для них это звучит как « размышления о жизни» Публицистические темы позволяют детям выразить свое мнение, отношение, более того, помогают выработать его, осознать: «Что такое сильный характер» (V класс), «Моё любимое место на земле» (V класс), «Неожиданное разочарование» (VII класс), «О справедливости» (VII класс), «Можно ли встретить рыцарские черты у наших современников?» (VI1)

Особую роль в оценке детских сочинений играет их систематическая «публикация» в литературных журналах. С прошлого года у нас действует литературный журнал «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить», в нем 6 рубрик: «Живой родник», «Точка зрения», «Ты мне, зеркальце, скажи…», «Неизвестное об известном», «О, великий и могучий», «Времена года». Журналы позволяют понять детям, что сочинение пишется не для учителя, а имеет общественный резонанс – публикацию.

Итак, книга - инструмент познания жизни и своего места в ней. Развивая творческие способности учащихся, я одновременно помогаю каждому ученику состояться как Человек, помогаю, открывая книгу - ПОЗНАТЬ СЕБЯ!

Сценическое искусство

Художественная книга требует и художественного подхода. Строить урок по законам искусства - не субъективная моя позиция как артистической натуры, а потребность жизни. Литература, как никакой другой предмет требует полного использования всех выразительных средств, вплоть до слияния литературы и театра на уроке. Речь идёт не о спектакле, а об игре, которая «одноразова по природе ... она будет игрой, по-новому зависящей от творчества её участников, от импровизации действия». Подготовка к такому уроку, конечно, требует хлопот, но она окупится сторицей, так как ставит ребят в обстоятельства, побуждающие прочесть произведение. Добиваюсь этого особенностями методики, а не понуканиями. В программе 9-го класса урок по книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Как заинтересовать их столь непростым произведением? Всего 2 репетиции. Парты в два ряда образуют единственный проход посередине. На краю парт - столбики-указатели населённых пунктов. Музыка Вивальди и волшебное искусство театра дали необыкновенный эмоциональный заряд и помогли мне добиться поставленной цели.

Система моей работы складывается в литературно-творческую мастерскую с уроком литературы в основе, апогеем же синтеза искусства подразумеваю театр. В данной системе по определенному плану используется многообразие форм учебной деятельности, стимулируя способности и творческую активность школьников. Постоянное наблюдение за детьми в естественных формах художественного труда создает возможность неформальной психолого-педагогической диагностики их способностей, при этом одной из основных задач остается гражданское воспитание детей. Одновременно описанные выше процессы упорядочивают эмоционально-духовную жизнь юных талантов. Эталоном  для ребят всегда являются произведения классического искусства, возвышенно преподносимые им взрослыми.

С целью развития образного восприятия и познавательного интереса к творческим видам деятельности многие литературные миниатюры разыгрываются с детьми в форме сценических этюдов, их художественный стиль оттачивается в форме коллективных этюдов по литературе.  Такая работа повышает и культуру личности школьника в целом, систематически тренирует её психологические процессы. Акцентируя внимание на общепринятом значении слова КАТАРСИС - очищение, Л.С.Выготский анализировал реакцию человека при его соприкосновении с искусством. В книге «Психология искусства» он писал: «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявляться в сжимании кулаков и в дрожи они разрешаются преимущественно в образах фантазии.»

Создание «установки» на чтение, выработка навыков выразительного чтения

Театрализованные игры  -  одно из средств приобщения ребят к книге. Урок, построенный по законам искусства, пробуждает к нему интерес. Также делает воспитание и обучение более действенным образный, эмоциональный рассказ учителя, приближающий к учащимся литературные персонажи, углубляющий их эстетическое влияние на читателей и слушателей. Такой рассказ в сочетании с выразительным чтением художественного текста и создаёт бесценную ситуацию сопереживания героям, без которой нет воспитания литературой. Однако практика показывает, что учащиеся готовы «взахлёб» слушать выразительное чтение, но сами очень часто не умеют выразительно читать. Поэтому очень кропотливо работаю над подготовкой уроков выразительного чтения. Считаю, что один хороший урок выразительного чтения даёт для гражданского воспитания больше, чем насыщенные патриотической фактологией и лишённые эстетического начала беседы.

Урок литературы - совместная работа учителя и ученика по истолкованию художественного текста, объяснению, превращению тайного в явное. Мне важно, чтобы ученик побыл с текстом наедине ещё до урока, чтобы у него были свои любимые страницы, чтобы на уроке он открыл для себя что-то неожиданное. Но не менее важно, чтобы урок продолжался и после звонка, чтобы ученику захотелось вновь вернуться к тексту.

И здесь нельзя обойтись без личностно-ориентированного подхода. Дима - «математик», литературу не любит. Понимаю, что мы говорим на разных языках: Я на языке образов, он - формул. Предлагаю ему гармонию проверить алгеброй. Уловка удалась: глаза заблестели, включился в разговор. Или Света, погружённая в журналы мод: вот ей-то и рассказывать про салон Анны Павловны Шерер в деталях. А Максим - наш «стратег». Кто лучше него расскажет о батальных сценах? Так пытаюсь на уроке организовать пространство для всеобщей заинтересованной(!) коммуникации.

Что значит театрализация в рамках учебного процесса в общеобразовательной школе?

Мы всегда так или иначе используем театрализацию, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Нетрадиционные формы уроков – есть не что иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации, затем – привычное для каждого учителя начальной школы или гуманитарных дисциплин использование на уроке музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, т.е. всего того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазиюНо я назову и поставлю на первое место такие элементы театрализации, как: актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность, инсценирование.

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.

Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока):

Персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.)

“Кто я?” - Ученик в костюме    персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.

Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.).

Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

Подготовка: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита,  репетиции.

Актёрская и режиссёрская деятельность

Учащиеся в этом случае выступают как актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию. Приведу примеры уроков, где учебный материал был представлен в форме театральной постановки, чаще всего это чтецкие спектакли.

Во-первых, уроки-биографии писателя. Я могу назвать несколько таких уроков: “Я вас любил” (урок-биография А.С.Пушкина), “Ранние метели” (урок-биография И.С.Тургенева по книге Ю. Гаецкого), “Возвращение на родину” (урок-биография С.А.Есенина по письмам и воспоминаниям родных и современников поэта), “Кафе поэтов” (урок-биография А.А.Блока), биографии Н.М. Карамзина, Н.Рубцова и др. На уроке “Я вас любил” у нас было три исполнителя роли поэта: Пушкин – лицеист, Пушкин во время Южной ссылки, Пушкин в Михайловском, а вот последние годы жизни поэта представляли все трое. В композиции участвовали и Е.К. Воронцова, и А.П.Керн, и Н.Н.Пушкина, звучали романсы на стихи Пушкина, исполнялись цыганские танцы, читали стихи, представляли фрагменты из пушкинских произведений, использовались документы, письма, воспоминания, детали костюмов, причёсок того времени, фрагменты видеофильма. Урок рассчитан на 2 академических часа, подготовка к нему, конечно, была очень серьёзной, это настоящий спектакль, но и результат стоил того. Урок по биографии И.С.Тургенева представлял собой чтецкую композицию по повести Ю. Гаецкого “Ранние метели” (2 академических часа). Работа над этим уроком была несколько проще. Составлен сценарий композиции, распределён текст, проведена индивидуальная работа с чтецами (анализ текста и чтение), подобрано музыкальное оформление (произведения П.И. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса, Д.Д. Шостаковича), а на уроке всё это было сведено воедино. Сценарий урока “Возвращение на родину” по биографии С.А. Есенина был составлен на основе писем и воспоминаний сестёр поэта, в оформлении класса использованы детали убранства крестьянской избы (в уроке принимали участие школьный фольклорный ансамбль, свободные от уроков педагоги школы и даже родители, которые просто читали любимые стихи поэта. Подобным образом был организован и урок – биография А.А. Блока, только местом действия не была уже деревенская изба, а кафе поэтов.

Во-вторых, это уроки, представляющие творчество того или иного автора: “Мне имя – Марина” (композиция по стихам М. Цветаевой), “Послушайте! А вы могли бы?” (чтецкий спектакль по творчеству В. Маяковского), “Алые паруса” А.Грина, “Отец русского театра” (обзор драматургии А.Н. Островского с использованием текстов пьес и критических работ), “Она была поэтом” (по творчеству А, Ахматовой), “Макар Чудра” М. Горького, “Горе от ума” А.С. Грибоедова, “Маленький принц” А. де Сент-Экзюпери, “Сны о России” (по лирике В. Набокова), “Проза Серебряного века” и др. Это могут быть разные уроки: открытые или нет, но особенностью их является то, что в них заняты все учащиеся класса именно как исполнители литературного текста. Другое дело, что текст (и его объём, и содержание) распределяется в зависимости от характера и способностей учеников. Некоторые уроки довольно долго и сложно репетируются: “Послушайте! А вы могли бы?”, “Отец русского театра”, “Макар Чудра”, “Маленький принц”, так как они требуют серьёзной актёрской отдачи (и иногда действительно случаются интересные работы, как, например, исполнение роли Поэта в уроке-спектакле “Послушайте! А вы могли бы?” или роли Маленького принца), другие не столь затруднительны в подготовке, нужно лишь распределить материал, один – два раза поработать с учеником индивидуально (это обязательно), почти всегда нужна музыка, желателен видеоряд, а потом точное руководство всем процессом на уроке. Эффективность таких уроков в том, что слово, произнесённое вслух, наполненное оценкой, отношением, воспринимается совсем по-другому, нежели прочитанное глазами, “про себя”. Да и потом некоторых авторов просто нельзя читать “про себя”: например, В. Маяковского или М. Цветаеву. Кроме того, подготовка к таким урокам заключается в том, что ученик вместе с учителем или самостоятельно (если уже имеется некоторый навык), работая над текстом, выстраивает образ, проникает в авторский замысел и специфику текста, всё время вынужден отвечать на вопросы: “Почему?”, “Зачем?”. Почему так говорит Катерина? Её речь совсем не похожа на речь других персонажей пьесы. Почему так построен её последний монолог? Эти вопросы могут и не возникнуть в ходе обыкновенного анализа, либо их задаст учитель. Но когда текст надо произносить, делать своим, возникает много интересных вопросов. Или – при самостоятельном прочтении ученики не замечают комизма или нелепости некоторых сцен “Горя от ума”, не видят несоответствий в поведении героев. Однако, работая над сценической постановкой фрагментов комедии Грибоедова, ощущают и комизм, и нелепость ситуации, и понимают, почему “Горе от ума” - комедия. Только при живом прочтении либо при постановке на сцене ученики чувствуют всю красоту и необычность языка и образов А. Грина или М. Горького.

Особого рода задания – режиссёрские, когда учащимся нужно самим интерпретировать литературный источник либо документ, привлекая одноклассников в качестве актёров. Учащиеся сами определяют ход работы, распределяют функции (режиссёр, актёры, оформители и т.д.), репетируют. Но, чтобы разгадать смысл финальной сцены, необходимо проанализировать всё, и не только проанализировать, а как бы примерить на себя. Никакой умозрительный анализ не может сравниться с анализом постановочным, так как актёру нужно ответить на один-единственный такой простой и такой сложный вопрос: “Что я должен делать?” А режиссёр должен чётко представлять, зачем и почему.

Оформительская работа

Остановимся ещё на одном виде “театральных” заданий: оформительская работа:

создание эскизов костюмов, декораций, гербов, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям или фильмам.

Выполненные учениками работы не должны оставаться незамеченными. В классе обязательно надо проводить защиту творческих работ учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, обложки, ученик обязательно анализирует произведение, причём анализирует для чего-то, но не ради анализа. А анализ, целью которого является выполнение конкретной работы, результативнее и глубже.

Инсценирование текста

И, наконец, на мой взгляд, одно из самых эффективных заданий – инсценирование текста. Определяемся с учениками, что такое инсценирование. Это перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене). С 5-го класса даю такие задания, и в 5-м же классе мы выводим для дальнейшей работы 4 правила инсценирования текста:

1-е правило: мы должны точно представить и описать (на основе текста) время и место действия;

2-е правило: авторский текст не должен потеряться, мы имеем право отдать его персонажам, только надо точно определить, кому;

3-е правило: мы имеем право видоизменить текст, не искажая его смысла;

4-е правило: мы имеем право вводить новых персонажей или убирать кого-то из имеющихся.

Ученики инсценируют самые разные произведения.

Литература

1.  Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики/ М.М.Бахтин //Исследования разных лет. – М. – 1975.

2.  Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С.Выготский. – М. – 1991.

3.  Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология / П.М.Ершов. – М.: Искусство. –1972.

4.  Ершов, П.М. Технология актёрского искусства./ П.М.Ершов.– М.: ВТО. – 1969.

5.  Ершова, А.П. Влияние актёрского творчества на всестороннее развитие личности школьника /А.П.Ершова // Сборник Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. – М.: АПН СССР. – 1984.

6.  Зепалова, Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя /Т.С. Зепалова. – М. – 1982.

7.  Кнебель, М.О. Поэзия педагогики / М.О.Кнебель. – М. – 1976.

8.  Короткова, М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М. – 2000.

9.  Любинский, И.Л. Театр для детей/ И.Л.Любинский. – М.: Детская литература. – 1965.

10. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2004.

11. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина.– М. – 1971г.


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::