Доклад на тему: «Языковой портфель как средство рефлексивного обучения иностранным языкам» - МАОУ СОШ №26 

Доклад на тему: «Языковой портфель как средство рефлексивного обучения иностранным языкам» PDF Печать E-mail
Автор: Задворнова Л.А.   

 

 

Одним из новых, перспективных средств обучения иностранным языкам в последние годы становиться языковой портфель, который получает все большее распространение в системе языкового образования.

Языковой портфель – это пакет рабочих материалов, которые предоставляют тот или иной опыт, результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает учащемуся и преподавателю возможность по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах.

Используются различные  виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

- Языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком;

- Языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (причем он может варьироваться по целевой направленности: по чтению, языковой портфель по аудированию, говорению, письму).

- Языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта – результата овладения иностранными языками.

- многоцелевой Языковой портфель.

Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными. Это – гибкое учебное средство, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации, различающейся по цели обучения, возрасту обучаемых, уровня овладения иностранными языками, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащихся.

Использования языкового портфеля как средства рефлексивного обучения обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании на самостоятельную учебную деятельность учащегося. Языковой портфель – зеркало этого процесса, инструмент оценки и самооценки достижений учащегося посредством опросников, контрольных листов самооценки, что позволяет осуществлять мониторинг развития коммуникативных умений, фиксировать динамику уровня владения иностранным языком.

В языковом портфеле могут отражаться все компоненты учебной деятельности учащегося по овладению языком и культурой:

- материалы накопления языковых средств, расширение словарного запаса, совершенствования качества речи;

- материалы тренировочных работ по закреплению языковых средств, схемы, таблицы,  логико-смысловые карты и другие средства общения, систематизации и запоминания;

- материалы самостоятельной практики в видах иноязычной речевой деятельности (материалы дополнительного чтения, материалы письменных или подготовки устных сочинений, творческие и проектные работы и т.д.)

Характер работы с языковым портфелем основывается на самостоятельной инициативе учащегося. При этом учащийся профилирует свою учебную деятельность и определенным образом составляет профиль своих потребностей в изучении иностранного языка. В качестве показателя продуктивной  учебной деятельности в процессе работы с языковым портфелем следует также рассмотреть такую особенность данной учебной ситуации, как взаимодействие с товарищами по учебной группе. Это взаимодействие может проявляться в обмене материалами и заданиями, в совместном обсуждении материалов, включенных в портфель, во взаимопомощи при совместном решении учебных задач.

Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс особую систему взаимодействия преподавателя и учащегося. Это взаимодействие приобретает характер переговоров, консультаций.

Таким образом, языковой портфель позволяет обеспечить:

- личностно – ориентированный характер обучения иностранным языкам;

- направленность на создание личностного образовательного продукта;

- аутентичность в обучении иностранному языку, аутентичность коммуникативного поведения и межкультурного общения, взаимодействие в системе учащийся – преподаватель – учебная группа;

- формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;

- условия для проявления креативности учащегося и его творческой самореализации в языковой информационной и образовательной среде;

Непрерывное изучение языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.

Таким образом, технология «Языковой портфель» реализует инновационный подход к учебному  пособию для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности учащегося.

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::