Роль ИКТ в работе классных руководителей по формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся» - МАОУ СОШ №26 

Роль ИКТ в работе классных руководителей по формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся» PDF Печать E-mail
Автор: Погодина М.В.   

 

 

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности не только в преподавании своего предмета, но и в деятельности классного руководителя.

Использование ИКТ в деятельности классного руководителя даёт детям возможность для размышления и участия в создании элементов мероприятия, что способствует развитию интереса школьников к жизни класса, школы. Традиционные мероприятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования информационной и коммуникативной компетенций учащихся и отвечает запросам современного общества. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовывать информационный процесс.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях,  в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Основными целями внедрения ИКТ в работу классного руководителя являются:

- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

- формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

- развитие познавательной и творческой активности учащихся;

- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

- организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

- внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

- развитие способности свободного культурного общения;

- обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

- всестороннее развитие личности ребенка;

- организация содержательного досуга детей и молодежи.

Таким образом, внедрение ИКТ в процесс обучения и воспитания позволяет нацелить школу на достижение таких результатов образования, как:

компетентность разрешения проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей и оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;

- информационная компетентность, т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию  из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;

- коммуникативная компетентность, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, взаимодействовать с членами группы, готовность получать необходимую информацию в диалоге, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.

Информационная культура учащихся и учителей растёт. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля.

Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.

Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощает процесс общения с учениками и их родителями.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях, для формирования информационной и коммуникативной компетенций. И основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.

Рассмотрим применение компьютерных технологий на практике:

1)    Во-первых, в организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.

2)    Во-вторых, в ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся, мониторинги успеваемости. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, я использую программы Microsoft Excel, Word, Access

3)    Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы, часто готовлю и использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, экономить время проведения мероприятия, а также создать электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время.


Например, мною были созданы презентации по следующим темам:

Направления

деятельности

Формы работы с учащимися

Учебно-познавательная деятельность

Дидактическая игра «Запомнить нужно твердо нам – пожар не возникает сам»

«Кладезь народной мудрости» (игра «Звёздный час», посвященная народному творчеству)

Контрольный опрос по правилам безопасности поведения на улицах и дорогах

Духовно-нравственная деятельность

Устный журнал «Наша школьная планета» (ко Дню Учителя)

Кл. час «В семейном кругу мы с вами растём!»

Семейный праздник «Я верю, что все женщины прекрасны»

Патриотическая, культурно-историческая деятельность

Интеллектуальная игра «Знай своё Отечество»

Игра-соревнование «Путешествие в Космос»

Час мужества «Солдат войны не выбирает…»

Гражданско-правовая деятельность

Урок Памяти  «Терроризм – угроза 21 века (трагедия в Беслане)

Кл.час «Моя конвенция»

Беседа «Гражданин нового века – здоровый, сильный духом человек»

Спортивно-оздоровительное направление

«Суд над сигаретой»

Кл.час «Строим дом своего здоровья»

Этическое и эстетическое направление

Кл.час «ЭТИКЕТка»

Конкурсная программа «Осенний листопад»

Экологическое направление

Игра-путешествие «Экологическая кругосветка»

«Суд над мусором»

Викторина «Волшебная сила трав»

 

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Для примера остановлюсь на методике и содержании подготовки и проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества «Солдат войны не выбирает…» с использованием ИКТ.

Использование новых информационных технологий в ходе проведения мероприятия позволило мне вызвать глубокий эмоциональный отклик  в душах учащихся.

Цель мероприятия: сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими  страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

В ходе подготовки мероприятия учащимися была изучена информация по вопросам «Афганская война», «Война в Чечне», «Хроника гибели атомной подводной лодки «Курск», проведена диагностика учащихся класса «Каков он, патриот современной России», составлена презентация.

Демонстрация презентации кл. часа  «Солдат войны не выбирает…»

Быть в курсе современных тенденций в образовании – неотъемлемая часть успеха педагога. В настоящее время компетентность и профессионализм учителя невозможны без владения информационными технологиями.

Учеба на курсах INTEL «Обучение для будущего» помогла мне овладеть компьютерной грамотностью на уровне хорошего пользователя, я обучила 16 педагогов своей школы.

В феврале 2007-2008 уч.г. проводила мастер – класс «Использование менеджмента в планировании воспитательной работы» в рамках муниципального семинара зам. директоров по ВР «Педагогическая и управленческая культура руководства воспитательным процессом».

Апрель 2007 – 2008 уч.г. -  стала финалистом регионального конкурса презентаций «Полет идей и вдохновенья» в номинации «Праздник, который всегда с тобой» (кл. час  «Строим дом своего здоровья»).

Май 2007 – 2008 уч. г – принимала участие в региональном конкурсе «Методическая шкатулка» в номинации «Внеклассная работа» (кл. час  «Солдат войны не выбирает»)

Необходимо помнить, что чрезмерное увлечение ИКТ может не принести желаемых результатов. Центральная роль остается за учителем, компьютер – лишь вспомогательное средство  обучения и воспитания.

Обозначим положительные моменты использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе:

- повышение уровня мотивации учения;

- создание условий для реализации творческого потенциала ученика;

- воспитание компьютерной культуры;

- психологическая подготовка детей к «информационному» веку.

Таким образом, применение информационных технологий позволило мне  подойти к вопросу организации воспитательного процесса  с качественно новой стороны. В своей практике использую ИКТ с целью активизации творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся,  развития кругозора школьников, формирования ключевых компетентностей учащихся.

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::