Доклад на РГМО - МАОУ СОШ №26 

Доклад на РГМО PDF Печать E-mail
Автор: Золотарева Т.А.   

 

В условиях становления в России информационного общества, развития телевизионных и компьютерных технологий в течение последних  десятилетий школа фактически потеряла монополию на формирование мировоззренческих установок, в том числе и в отношении к Отечеству. Исследования российских социологов ВЦИОМ наглядно показали, что Россия из страны читающей превратилась в страну телевизионно - и компьтерно - зависимую и особенно сильны эти тенденции среди подростков 12-18 лет. От того, какую именно информацию предоставляют зрителям эти ресурсы, зависит во многом гражданская позиция учащихся.

В связи с этим небезынтересно проанализировать, что именно видят наши с вами ученики по телевидению и  в интернете?

При росте интереса к документальному и историческому кино государственные каналы по сути коммерциализировались, в прам-тайм показывая в основном сериалы и ток-шоу. В этих условиях лидерами в области познавательных и новостных программ стали каналы Дискавери, Евроньюс и ВВС, что подтверждают 69% опрошенных ВЦИОМ респондентов. К сожалению, продукцию данных  ресурсов, нельзя назвать лишенной известной тенденциозности. В фильмах, рассказывающих о Второй мировой войне информация о роли, а иногда даже участии СССР в разгроме Фашисткой Германии откровенно замалчивается. Много говорится о развитии астронавтики, но о советских  и  российских космических проектах не упоминается.

Файлообменная сеть Саратовской губернии также содержит довольно большой спектр видеоресурсов по истории, однако среди них отечественная продукция фактически отсутствует, а превалирует продукция ВВС.

Вместе с тем, события в Южной Осетии продемонстрировали, что в современном обществе одновременно с вооруженными конфликтами начинаются войны информационные. Западные политтехнологи  показали, что информационное пространство не только влияет, но и напрямую формирует общественное мнение. В первые дни конфликта пресса сформировала образ России как агрессивной, империалистической, недемократической державы – образ врага.

Правительство РФ продемонстрировало в этих условияхединственно возможный способ противодействия такого рода войне – принцип открытости и объективности информации. И эта стратегия дает свои, пусть и отсроченные, но положительные результаты. Обзор иностранной прессы последних трех дней показывает, что  западноевропейская, а также американская пресса более склонна к объективности, ее интересуют не только политические штампы, но и истинные причины происходящего. Уже не подвергается сомнению существование американского следа в этом конфликте, изменилось и отношение к России.

1.    ("The Guardian", Великобритания)
Теперь нам уже ясно: возрождение России в качестве великой державы идет полным ходом. И внешняя конкуренция в борьбе за влияние в странах бывшего СССР будет встречать с ее стороны ожесточенное сопротивление.
2.     ("Dziennik", Польша)Русские добились стратегического успеха, потому что создали такую ситуацию, при которой вхождение Грузии в НАТО еще более отодвинулось во времени.
3.     ("Los Angeles Times", США) Сменяющие друг друга в США администрации упорно сводили американо-российские отношения к вашингтонскому знаменателю: нам были нужны неарабский источник нефти и помощь в сдерживании Ирана и Северной Кореи. Когда началась война в Ираке, мы попросили Россию о помощи. Потом, когда дело дошло до контрактов на восстановление и добычу нефти, мы выставили ее за дверь. Все постсоветские попытки выкручивать России руки не моутт не привести к катастрофическим последствиям. В путинской России правит сила, - сила танков и сила банков. В конце концов, что может тут поделать Америка? На самом деле у нас остался только один рычаг: пригласить Россию в НАТО. Настало время изменить курс и сблизиться с Россией сильнее, чем раньше.
4.      министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт в интервью немецкому информационному агентству ДПА заявил:"Мы бы хотели хороших, или, по меньшей мере, нормальных отношений со всеми нашими соседями, включая Россию. Мы надеемся, что Россия осознает, что Эстония - не враг"...
5.     ("The International Herald Tribune", США) Неправильно истолковав беспорядочные американские сигналы, именно Михаил Саакашвили, президент Грузии, стал тем, кто несет большую долю вины за происшедшее. Несложно представить себе реакцию Америки и НАТО, если бы Сербия попыталась вторгнуться в Косово. Соединенные Штаты нуждаются в поддержке России по множеству проблем: сдерживание Ирана, борьба с терроризмом, ядерное нераспространение, ближневосточные проблемы. Однако, несмотря на предупреждения, Соединенные Штаты упорно игнорировали российские интересы. Зверскими методами советских времен Россия была вынуждена преподать этот урок Грузии и Западу.
6.     Русские уж точно не нацисты завтрашнего дня ("Le Figaro", Франция)
7.     ("Le Nouvel Observateur", Франция) Это было сущим безумием, столь же преступным, как и вторжение в Ирак в 2003 году - желать, как Буш, без проволочек и переговоров принять Украину и Грузию в НАТО и создать тем самым санитарный кордон вокруг России. Саркози и Меркель были абсолютно правы, когда воспротивились подобному возврату 'холодной войны'.
8.     ("The Financial Times", Великобритания) В Грузии Россия громко провозгласила, что она больше не будет капитулировать перед Западом. Россия воспрянула после двух десятилетий унижения.

Итак, западные политологи более не отрицают роль России как одного из лидеров международного сообщества и признают за ней право не только иметь, но и отстаивать национальные интересы, они также признают существование просчетов стратегии Госдепа США в отношении к России, а значит, стратегия борьбы за объективность информации оказалась эффективной.

К сожалению, кавказская проблема – не единственный, хоть и наиболее показательный пример  информационной компрометации России как государства. Страны – бывшие участницы ОВД  и СССР не стесняясь зарабатывают «дополнительные очки» в политической игре за счет антироссийской пропаганды. И в этом случае учителя истории могут противопоставить  тот же самый принцип  объективности информации:

1.     Постоянно подчеркивать связь России и Запада, начиная с курса истории Средних веков, позиционируя Россию как неотъемлемую часть мирового сообщества
2.     Поддерживать тесную связь с учителями начальной школы, помогая им проводить уроки по курсу «Окружающий мир»
3.     Подробное изучение предвоенной ситуации и причин заключения договора с Германией 1939г. позволят выяснить причины ухудшения отношения между Россией и  Прибалтикой, З.Украиной .
4.     При изучении истории США особое внимание уделять становлению их внешнеполитической доктрины, особенностям мировоззрения, реакции общественности на события в Пирл-Харборе и 11.09
5.     Обращать особое внимание на проблемы, связанные с объективными и субъективными причинами начала холодной войны.
6.     Широко применять практику обсуждения основных событий мировой политики, в том числе – в дискуссионной форме.

Все это позволит  формированию у учащихся навыков критического отношения к источникам информации, а, значит, будет способствовать формированию объективной картины мира.


 

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::