Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов «Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т» - МАОУ СОШ №26 

Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов «Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т» PDF Печать E-mail
Автор: Шиншалиева Г.В.   

 

 

 

Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов.
Тема: «Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
УМК «Перспективная начальная школа»


 

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Шиншалиева Гульнара Васильевна

 

 

 

 

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с глухими звуками [т], [т']; познакомить с буквой Т, т; учить давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Задачи урока:

  • Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.
  • Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На примере сравнения минимальных пар слов формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем.
  • Воспитывать культуру учебного труда.


Формирование УУД:

  • Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.
  • Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
  • Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; установление причинно-следственных связей: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.
  • Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в тексте «Данила» – проблема трудолюбия).
  • Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):  работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
  • Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
  • Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).


Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно- и двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Т, т; беседа на основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение.

Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [т], [т’], шаблоны печатных букв, таблицы индивидуальные.

Оборудование, обеспечение: Учебник по обучению грамоте и чтению, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, Москва, Академкнига/учебник,2011
компьютер, мультимедийный проектор, картинки с героями  Миша и Маша, слоговые карточки.

Тип урока: урок открытия нового знания

 

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой класса.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк.

Начинаем мы урок.
Улыбнулись, потянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку?
- Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)

 

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).

 

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).

А) Отгадайте загадку.
Живёт в доме хозяин.
Лапки бархатные, ушки малы, да чутки,
Глаза горят, как огни,
Днём спит, а ночью бродит, на охоту ходит.
(Кот)
- Как догадались, что это кот?
- Как понимаете: «Лапки бархатные, ушки малы, да чутки»?
- На какую охоту ходит?
- Кого ловит?

Б) Слого-звуковой анализ.
- Произнесите хором слово кот.
- Какой новый звук в этом слове?
Артикуляция звука [т]: - согласный, твёрдый, глухой.
- Как можно назвать кота, если он маленький? (Котик)
Слого-звуковой анализ слова котик. Артикуляция звука [т?]: - согласный, мягкий, глухой.

- Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?

1. «Три я».

2. Работа на нетбуках в парах.

1. Нарисуем на компьютере слова: туча, трава, тюльпан.

2. Отгадайте имя, используя первые звуки слов:
- Том, ирис, мама, утро, редис.
Напечатайте имя, разделите на слоги,
поставьте ударение  (Ответ: Тимур)
- табун, астра, нос, яхта (ответ: Таня)
Что это за слова? Что мы видим интересного?

3. Работа на нетбуках.

Упражнение в чтении столбиков слов, подобранных на приёме наращивания в них звуков, преобразованных в другие слова или изменённых по форме
та, то, тэ,  ты, ту
ти, те, тя.

После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках?  

- Делаем вывод:
Буква т обозначает два звука т и ть,
Звук т- согласный, твердый, глухой.
Звук ть- согласный, мягкий, глухой.

IV. Реализация построенного проекта.

1. Работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их лексического значения. Сравнение моделей слов с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. Кто здесь изображен? (Клоуны.)
– Как зовут первого клоуна? (Том.)
– Прочитайте слово «Том» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «Том».
– Дайте характеристику звуку [т]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Объясните, почему звук [т] произносится твердо? (За буквой «т» в слове стоит гласная буква «о».)
– Как зовут второго клоуна? (Тим.)
– Прочитайте слово «Тим» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «Тим».
– Дайте характеристику звуку [т’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Объясните, почему звук [т’] произносится мягко? (За буквой «т» в слове стоит гласная буква «и».)


2. Конструирование большой и малой букв Т,т.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Т», «т».
Вниз черту проводим снова.
Сверху шляпка и - готово.
То ли зонтик, то ли гвоздь,
Буква Т - наш новый гость.
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Т», «т».

Учитель  выполняет задание на интерактивной доске.

Физкультминутка

VI. Первичное закрепление.

1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

А) Работа по учебнику на с.51:

-Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто здесь изображен? (мальчики и девочки)
- Прочитайте, как зовут детей первой пары (Даня и Таня)
Сравните данные слова. Чем они похожи? Чем отличаются?
-Назовите первый звук в слове «Даня». Дайте характеристику звуку Д (звук согласный звонкий твердый)
-Назовите первый звук в слове «Таня»
-Дайте характеристику звуку Т.
-Прочитайте как зовут детей второй пары ( все так же)
Мы сравнивали 2 звука. Какие?

Б) Чтение слогов и слов. (с.51):

-какое слово лишнее? (туман)
Рассказ учителя об ондатре

В) Работа над чистоговоркой:

Та-та-та - вот какая красота.
От-от-от - я люблю компот.
Ты-ты-ты - у нас красивые цветы.
Ать-ать-ать - будем мы с тобой играть.

Физкультминутка для глаз.

2. Чтение слогов и слов (с. 47). Чтение рассказа «Омут».

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки, прямоугольники голубого цвета – слова-действия.

– Объясните значение слов «омут», «ил», «муть» и выражения «утят тянет нырять».
– Какое было время года?
– Где оказались малые утята?
– Что таит омут?
– Что хотят делать утята?
– Какие тайны хранил омут?
Омут – водоворот, глубокая яма на дне реки или озера.
– Составьте предложение со словом «омут».

Ловить рыбу в речном омуте.


– Объясните значение пословицы «В тихом омуте черти водятся».
Ил – вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоема.
Муть – мелкие нерастворимые частицы в жидкости, делающие ее непрозрачной, мутной.
Утят тянет нырять – утята хотят плавать.

VIII. Рефлексия. Оценивание.

Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.

 

Задание, в котором допущена ошибка

Знак ошибки: +, -

Проверил(а)

Я сам(а)

Сосед(ка)

1.

Конструирование буквы Т, т

2.

Чтение слогов по заданным схемам

3.

Чтение слогов и слов в столбике

4.

Чтение текста «Омут»

5.

Составление звуковых схем.

 

 

IX. Итог урока.


X. Информация в семью.

Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?

 


 

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::