Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов «Согласные звуки [з], [з']. Буквы З,з» - МАОУ СОШ №26 

Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов «Согласные звуки [з], [з']. Буквы З,з» PDF Печать E-mail
Автор: Шиншалиева Г.В.   

 

 

Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов.
Тема: «Согласные звуки [з], [з']. Буквы З,з»
УМК «Перспективная начальная школа»


Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Шиншалиева Гульнара Васильевна

 

 

 

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонкими звуками [з], [з']; познакомить с буквой З,з; учить давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Задачи урока:

  • Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.
  • Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На примере сравнения минимальных пар слов (дом-дым) формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем.
  • Воспитывать культуру учебного труда.


Формирование УУД:

  • Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.
  • Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
  • Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; установление причинно-следственных связей: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.
  • Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы
  • Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):  работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
  • Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
  • Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).


Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно- и двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв З,з; беседа на основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение.

Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [з], [з’], шаблоны печатных букв, таблицы индивидуальные.

Оборудование, обеспечение: Учебник по обучению грамоте и чтению, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, Москва, Академкнига/учебник,2011.
компьютер, мультимедийный проектор,  картинки с героями Миша и Маша, слоговые карточки.

Тип урока: урок открытия нового знания

 

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой класса.

Учитель: Добрый день!

А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
А урок принесёт нам удачу,
И здоровье, и радость нам всем.


II. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение индивидуальных книг.
2. Чтение слогов со всеми изученными согласными буквами.

 

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).

- Исполним нашу любимую песенку:


Песня «Что такое «Здравствуй»?»

 

1. Что такое «Здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй»
— Значит «Будь здоров».

 

2. Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «Здравствуй»
Говорить пора.

 

Припев. Правило запомни.
Знаешь — повтори.
Старшим это слово — 2 раза
Первым говори.

 

- О каком вежливом слове идет речь?
- Скажите, пожалуйста, ребята, а что мы имеем ввиду, когда говорим друг другу «здравствуйте»?
- Мы желаем друг другу здоровья.
- Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?

1. «Три я».

IV. Реализация построенного проекта.

Здоровье – правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие (словарь Ожегова)

- А что же нужно сделать, чтобы быть здоровым? Сегодня мы с вами и должны это выяснить.

А кто же лучше всего знает об этом и поможет нам решить эту проблему – выявить составляющие части здоровья?

Отгадайте такую загадку:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….

- Айболит.

- Да, ребята, вы правы, это доктор Айболит. Но сейчас он занят, к нему пришли пациенты, они больны. Это  зебра и заяц. Как вы думаете, что объединяет их между собой?

- Названия этих животных начинаются на букву «З».

Буква «з» обозначает два согласных звука: твердый звонкий [з] и мягкий звонкий [з’].


V. Конструирование большой и малой букв З,з.

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «З», «з».
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.


Физкультминутка

VI. Первичное закрепление.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике в верхнем ряду.
– Что изображено слева? (Зонт.)
– Прочитайте слово «зонт» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «зонт».
– Дайте характеристику звуку [з]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [з] произносится твердо? (За буквой «з» в слове стоит гласная буква «о».)
– Кто изображен справа? Что грызет мышь? (Зёрна.)
– Прочитайте слово «зёрна» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «зёрна».
– Дайте характеристику звуку [з’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [з’] произносится мягко? (За буквой «з» в слове стоит гласная буква «ё».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я, «ю».)

VII. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневых моделей.

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Узор, изюм, змей.)
– Прочитайте слово «узор» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «узор» стоит буква «з»?
– Какой звук обозначает буква «з» в слове «узор»?
– Дайте характеристику звуку[з]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [з] произносится твердо? (За буквой «з» в слове стоит гласная буква «о».)
– Прочитайте слово «изюм» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите второй звук в слове «изюм».
– Дайте характеристику звуку [з’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [з’] произносится мягко? (За буквой «з» в слове стоит гласная буква «ю».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)
– Прочитайте слово «змей» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «змей» стоит буква «з»?
– Какой звук обозначает буква «з» в слове «змей»?
– Дайте характеристику звуку [з]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [з] произносится твердо. (За буквой «з» в слове стоит другая согласная буква.)

Чтение стихов:

1. Ем я много витаминов
Укрепляю дисциплину.
Я хочу здоровым быть,
Чтобы Родине служить.
Нам здоровья не купить,
За ним нужно всем следить.
Лучше с ранних лет начать,
Ни минуты не терять.

2. Чтобы быть всегда здоровым,
Нужно бегать и скакать.
Больше спортом заниматься,
И здоровым не скучать.

3. Быть здоровым — это модно!
Дружно, весело, задорно
Становитесь на зарядку.
Организму — подзарядка!

VIII. Рефлексия. Оценивание.

Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и  трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.

 

Задание, в котором допущена ошибка

Знак ошибки: +, -

Проверил(а)

Я сам(а)

Сосед(ка)

1.

Конструирование буквы З,з

2.

Чтение слогов по заданным схемам

3.

Чтение слогов и слов в столбике

4.

Чтение стихов

 

5.

Составление звуковых схем.

 

 

IX. Итог урока.


X. Информация в семью.

А теперь скажи, дружок,
Тебе понравился урок?
Что расскажешь дома маме?
Поделись теперь и с нами.

У вас на столе лежит картинка с буквой «З». Если вам понравился урок – нарисуйте букве улыбку, если нет – опущенные уголки губ. Покажите мне, что у вас получилось. Спасибо за работу! Будьте все здоровы!!!

 


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::