Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов. «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д,д» - МАОУ СОШ №26 

Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов. «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д,д» PDF Печать E-mail
Автор: Шиншалиева Г.В.   

 

 

Урок обучения грамоте в 1 классе с использованием интерактивных методов и приемов.
Тема: «Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д,д»
УМК «Перспективная начальная школа»


Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Шиншалиева Гульнара Васильевна

 

 

 

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства со звонкими звуками [д], [д']; познакомить с буквой Д, д; учить давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Задачи урока:

  • Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.
  • Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На примере сравнения минимальных пар слов (дом-дым) формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем.
  • Воспитывать культуру учебного труда.


Формирование УУД:

  • Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.
  • Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
  • Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; установление причинно-следственных связей: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.
  • Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в тексте «Данила» – проблема трудолюбия).
  • Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации): работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
  • Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
  • Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).


Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно- и двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение.

Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, таблицы индивидуальные.

Оборудование, обеспечение: учебник по обучению грамоте и чтению, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков, Москва, Академкнига/учебник, 2011.
компьютер, мультимедийный проектор, картинки с героями Миша и Маша, слоговые карточки.

Тип урока: урок открытия нового знания

 

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой класса.

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!


- Вы садитесь тихо как?
- Вот так!
- А здороваетесь как?    
- Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)
- Настроение какое?
- Вот какое!

Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку?
- Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).

1. Игра «Доскажи словечко»

Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома сидит … (дед).

- Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
- Придумаем заглавие.  Повторить весь текст с заглавием.
- Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
- Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?

2. «Три я».

3. Работа на нетбуках в парах.

1. Найдите одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика (звук д), дополните ряд слов.

2. Отгадайте имя, используя первые звуки слов:
- дом, арбуз, шар, астра. Напечатайте имя, разделите на слоги,
поставьте ударение  (Ответ: Даша)
- дым, ирис, мотор, альбом (ответ Дима)
Что это за слова? Что мы видим интересного?

3.                       

Напечатайте слово, по первым буквам : дружба.

4. Работа на нетбуках.
Упражнение в чтении столбиков слов, подобранных на приёме наращивания в них звуков, преобразованных в другие слова или изменённых по форме
да, до, дэ,  ды, ду
ди, де, дя.


После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике стоят слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [д]. В третьем – слоги начинаются со звука [д’].)

- Делаем вывод:

Буква Д обозначает два звука д и дь,
Звук д- согласный, твердый, звонкий.
Звук дь- согласный, мягкий, звонкий.


IV. Реализация построенного проекта.

1. Работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их лексического значения. Сравнение моделей слов с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
– Что изображено слева? (Дыня.)
– Прочитайте слово «дыня» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «дыня».
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».)
– Кто изображен справа? (Девочка.)
– Проанализируйте схему-модель слова и определите, как зовут девочку. (Дина.)
– Прочитайте слово «Дина» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «Дина».
– Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «и».)

2. Конструирование большой и малой букв Д, д.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Д», «д».

Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» – труба печная.

В. Степанов

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Д», «д».

Учитель  выполняет задание на магнитной доске.

Физкультминутка

V. Первичное закрепление.

1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Дом, дым, Дима.)
– Прочитайте слово «дом» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «дом» стоит буква «д»?
– Какой звук обозначает буква «д» в слове «дом»?
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «о».)
– Прочитайте слово «дым» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите первый звук в слове «дым».
– Дайте характеристику звуку [д]. (Звук согласный звонкий твердый.)
– Объясните, почему звук [д] произносится твердо? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «ы».)
– Прочитайте слово «Дима» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «Дима» стоит буква «д»?
– Какой звук обозначает буква «д» в слове «Дима»?
– Дайте характеристику звуку [д’]. (Звук согласный звонкий мягкий.)
– Объясните, почему звук [д’] произносится мягко? (За буквой «д» в слове стоит гласная буква «и».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю».)

Физкультминутка для глаз.

2. Чтение слогов и слов (с. 47). Чтение рассказа «Данила».

После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки, прямоугольники голубого цвета – слова-действия.

Далее учитель проводит словарную работу.

Домино – настольная игра в пластинки, на которые нанесены очки в виде точек.

Наудил – наловил много рыбы.

Надымил – напустил много дыма.

– Прочитайте текст «Данила».

– Объясните значение слов «лён», «лодырь».

Лён – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени – масло.

VI. Рефлексия. Оценивание.

Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.


Задание, в котором допущена ошибка

Знак ошибки: +, -

Проверил(а)

Я сам(а)

Сосед(ка)

1.

Конструирование буквы Д, д

2.

Чтение слогов по заданным схемам

3.

Чтение слогов и слов в столбике

4.

Чтение текста «Данила»

5.

Составление звуковых схем.

 

VII. Итог урока.


VIII. Информация в семью.

Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?  
А ещё сочините с родителями сказку по рисунку.
Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете дома.

 


 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::