Завершена экспертиза электронных версий учебников из федерального перечня - МАОУ СОШ №26 

Завершена экспертиза электронных версий учебников из федерального перечня PDF Печать E-mail
Автор: Петрова Е.А.   
27.06.2015 18:11

Эксперты нескольких организаций, в том числе Российской академии образования, Российской академии наук и некоммерческих организаций, завершили экспертизу электронных версий учебников из федерального перечня, которые с нового учебного года должны появиться в школах. О том, как проходила экспертиза, какие учебники вошли в перечень, а какие нет, какой должна быть диагональ планшета для использования новых учебников, корреспонденту "МП" рассказала первый заместитель министра образования РФ Наталья Третьяк.



 

 

 

- В федеральный перечень учебников на 2014 - 2015 годы вошла только та литература, которая была рекомендована научным методическим советом на основании множественных положительных заключений экспертов: по результатам общественной, педагогической, этнокультурной, научной и региональной экспертизы, - рассказывает Наталья Третьяк. - Перечень был существенно сокращен по сравнению с перечнями прошлых лет. Это было сделано для того, чтобы облегчить выбор учебника для педагогов, изъять устаревшие издания и те, что не соответствуют стандартам образования. Действительно, сегодня каждое издание, чтобы получить доступ в федеральный перечень школьных учебников, обязательно должно иметь электронную версию. В мае мы подвели итоги экспертиз электронных форм учебников. В настоящий момент в федеральном перечне находятся 1372 учебника. 61 учебник был исключен из перечня в связи с тем, что на них не были представлены электронные версии для экспертизы. На дополнительную экспертизу были отправлены 97 электронных учебников. Она продлится до 15 июня.

- Насколько электронные учебники копируют бумажные?

- Электронная версия учебника не просто полностью дублирует печатную форму, но также дополняет ее интерактивными и мультимедийными элементами. Это позволит учителю самостоятельно выбирать, с бумажной или электронной формой учебника в настоящий момент работать. В целом это закономерный этап развития педагогических технологий. Важно то, что использование электронных форм - это право, а не обязанность учителя и педагога. Но тем не менее с нового учебного года все школы России смогут широко использовать электронные версии учебников по всем предметам, включенным в федеральный перечень.

- Для каждого детского возраста существуют ограничения по времени, которое ребенок может проводить за компьютером. Появление электронных учебников эти границы сотрет. Не противятся ли врачи внедрению электронных учебников?

- Действительно, санитарными нормами определено ограничение по времени использования компьютера детьми. Эти нормы должны быть соблюдены. Но нельзя не заметить, что с учебником нет необходимости работать на протяжении всего урока. Школьникам вполне достаточно того времени, которое отведено правилами для усвоения информации из электронной версии.

- Смогут ли родители школьников также скачивать на свои планшеты учебники?

- Электронный учебник - такой же продукт, как и любой другой. Если родители хотят приобрести учебники и в бумажном, и в электронном виде - это их выбор. В требованиях закона об образовании записано, что школа обязана обеспечить всех обучающихся учебниками в печатном и (или) электронном виде. Школа сама разрабатывает образовательную программу и подбирает, какие учебники ей использовать. А общественный родительский контроль должен участвовать в принятии учреждением образования таких решений, как использование бумажных и электронных учебников.

- Есть ли ограничения по диагонали планшета, на который будет скачиваться учебник?

- Такого требования нет. Но все учебники, которые сегодня имеют электронные формы, должны работать на трех операционных системах, не менее двух из которых мобильные. Поэтому ограничения по диагонали планшета должны диктоваться только соображениями целесообразности учебного процесса. Определять, какой планшет должен использоваться в обучении, - выбор образовательной организации.

- Должны ли школы иметь запасные планшеты, чтобы выдавать их ученикам, забывшим их дома. Или в библиотеке ребенок или подросток сможет взять бумажный аналог учебника?

- Это целиком компетенция образовательных организаций. Министерство в этом отношении не навязывает какие-либо правила. Школа может приобретать планшеты или вести обучение на стационарных компьютерах либо школьники могут использовать свои устройства. Повторюсь, обучение может идти и по бумажным учебникам, но тогда будут потеряны многие преимущества обучения с использованием современных технологий.

- Современное поколение гораздо более "продвинуто" в информационных технологиях, чем взрослые. Где и кто будет учить педагогов работе с электронными учебниками?

- Во всех субъектах России прошли курсы повышения квалификации учителей, в ходе которых их учили работать с электронными формами учебников. Такие же курсы будут работать в течение всего учебного года, причем заниматься на них можно в том числе и дистанционно.

- Будет ли федеральный перечень пополняться новыми электронными учебниками в течение года, или комплект на новый учебный год сформирован и меняться не должен?

- Федеральный перечень учебников (бумажных и электронных форм) был утвержден в 2014 году, и сейчас в него вносятся лишь небольшие изменения относительно общего числа учебников. В 2015 году шел процесс утверждения электронных форм всех учебников, которые уже входят в перечень, и дополнение перечня новыми учебниками истории России. Были исключены учебники истории России, не соответствующие новой концепции, и те учебники, для которых не было разработано электронных версий. Также перечень дополнили учебниками, обеспечивающими изучение региональных особенностей субъектов РФ. Пока мы не планируем других модификаций федерального перечня в этом и следующем году.

Источник: mospravda.ru

 

 

Об использовании в образовательных организациях учебников, входящих в федеральный перечень

Образовательный процесс в организации строится на основе стандартов. Под требования стандартов перерабатываются все школьные учебники и учебно-методические пособия.

Для того, чтобы учебники попали в федеральный перечень, они должны успешно пройти экспертизу в Научно-методическом совете при Министерстве образования и науки Российской Федерации по пяти направлениям: научному, педагогическому, общественному, этнокультурному и региональному. Обязательными условиями является наличие завершенной предметной линии, методических пособий для учителя, электронной версии учебника.

Федеральный перечень учебников утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации не позднее 1 апреля и не реже, чем один раз в три года, ежегодно перечень корректируется.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит условие, согласно которому с 2015 года в федеральный перечень будут включены только учебники, имеющие электронную версию. В настоящий момент проводится экспертиза электронных форм учебников, которая продлится до 15 июня 2015 года.

Если учебники для 1-х, 5-х, 10-х классов, купленные в соответствии с федеральным перечнем учебников 2013-2014 года, не попадут в скорректированный перечень, то в соответствии с п.3. Приказа Минобрнауки РФ об утверждении нового федерального перечня учебников от 05.09.2013 №1047 ими можно пользоваться на протяжении 5 лет.

Образовательные организации, работающие по собственным образовательным программам, вправе самостоятельно определить список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников (п. 9 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Ссылки:

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

Приказ № 1559 от 8 декабря 2014 г. «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

 

Источник: umcbalakovo.com

 

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::