Противопожарная безопасность - МАОУ СОШ №26 

Противопожарная безопасность PDF Печать E-mail

 

 

Правила пожарной безопасности для школьников


Самыми незащищенными от огня являются дети, причем не только малыши, но и довольно подросшие ребята, которые уже давно учатся в школе. Каждый год во всем мире много людей погибает от огня, и среди них оказывается немало детей. Очень часто причинами пожара становятся игры детей и подростков с огнем, но не реже беда случается из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Для школьников младших классов учителя готовят программы, направленные на обучение малышей этим правилам. Но детей постарше этому уже не учат, по крайней мере, не во всех школах. А ведь пожарная безопасность в школе должна быть на высочайшем уровне, а правила пожарной безопасности для школьников должны быть всегда на слуху. Поэтому детей, как на занятиях, так и дома необходимо системно обучать тому, как пользоваться огнеопасными предметами, и что делать во время пожара, чтобы избежать больших неприятностей.


По каким причинам возникают пожары

Прежде чем говорить о том, каким правилам пожарной безопасности в школе должны учить детей, расскажем о наиболее частых причинах возникновения пожаров. Как вы понимаете, возникают они не только потому, что дети играют со спичками. Причин возгораний множество, а к основным из них относятся:

• Нарушение правил эксплуатации электрических приборов.
• Использование электроприборов и розеток даже с незначительной поломкой.
• Использование нескольких мощных электроприборов одновременно.
• Неосторожное обращение с огнем (разведение костров, использование для их разжигания горючих веществ и т.д.).
• Забытые включенные электроприборы.
• Неаккуратное обращение с огнеопасными игрушками (петарды, хлопушки и др.).
• Использование аэрозолей и других баллонов под давлением вблизи огня (аэрозоль от комаров у костра).
• Не затушенный окурок.

И это далеко не все причины, по которым возникают пожары, уносящие человеческие жизни. Согласно статистике, более 90 % пожаров возникает по вине человека, а поэтому все мы – не только учащиеся, должны изучать и запоминать правила пожарной безопасности. Школьники обязаны их повторять из года в год, а учителям это необходимо контролировать.


Методики обучения школьников правилам пожарной безопасности


Преподаватели младших классов начинают учить детей мерам безопасности, начиная с первых дней посещения школы. Дети узнают, что такое огонь, зачем он нужен, чем он опасен. Также учителя рассказывают первоклассникам о том, как нужно обращаться с огнем, что делать при пожаре и т.д. Так как младшие школьники еще не способны усваивать много информации, преподаватели проводит уроки по безопасности в форме игр и экскурсий в пожарную часть. Кроме того, детям предоставляется возможность увидеть все своими глазами. То есть школьникам показывают видео- и диафильмы, в которых они могут увидеть, по каким причинам возникают пожары, и как от них спасаться.

Учащиеся младших классов обязательно должны знать: что такое пожар, его причины, номер телефона пожарной службы и МЧС. Школьники должны уметь: пользоваться электроприборами, тушить костры, выводить малышей из помещения, где случился пожар. Пожарная безопасность для школьников начальных классов заключается в следующих простых правилах:

Нельзя трогать спички.
Нельзя играть возле открытого огня и раскаленных предметов.
Нельзя сушить возле них одежду.
Нельзя разводить костры без присутствия взрослых.
Нельзя забывать о включенных электроприборах.
При пожаре сразу сообщать взрослым.

Правила противопожарной безопасности для школьников среднего звена заключаются в том, что они должны знать: как обращаться с электрическими приборами, какие материалы легко возгораются, как пользоваться огнетушителями и другими средствами от огня и дыма, как спасать себя и детей. Занятия с учениками среднего звена проводятся в форме игр – викторин, конкурсов, а также наглядных практических занятий.

Правила пожарной безопасности в школе преподаются детям до окончания школы. Старшеклассники учатся тушить огонь самостоятельно. Для этого в школе проводятся специальные учения, благодаря которым старшие школьники овладевают элементарными правилами тушения пожара, спасения людей и т.д. К концу обучения в школе подростки должны знать: где расположены запасные выходы из здания и огнетушители, от чего может произойти возгорание, чтобы предотвратить его, как оказывать первую медицинскую помощь. Противопожарная безопасность в школе для учащихся старших классов сводится к следующим правилам:

Следить за детьми, чтобы они не играли с огнем.
Не нагревать предметы из неизвестного материала.
Не оставлять включенные электроприборы без присмотра, а уходя из дома выключать их из сети.
Не использовать горючие средства для разжигания костров, печей.
Тушить костры до конца.
Не поджигать сухую траву или тополиный пух.
Не кидать в урны горящие спички.
Не протирать включенные электроприборы влажной тряпкой.
Не вешать корзины с цветами над электроприборами или проводами.
Не тушить загоревшиеся электроприборы водой.
Звонить в пожарную службу при обнаружении даже самого мелкого пожара.

Это самые основные правила пожарной безопасности. В школе и дома детей нужно проверять и контролировать на их знание. Ведь не все школьники одинаково посещают занятия, и вполне может получиться так, что ребенок пропустит урок по пожарной безопасности. Поэтому все родители сами должны учить детей тому, как обращаться с огнем и как от него спасаться.

Пожарная безопасность в школе – это не только правила, которые детки должны заучивать наизусть. Тем более выучить правила это не значит уметь ими пользоваться. Детей нужно воспитывать и рассказывать о том, какие ситуации бывают в жизни. Школьники должны знать реальные истории, связанные с пожаром. Но главное, о чем важно знать каждому ребенку, это то, как вести себя во время пожара, и чего в этот момент делать нельзя.


Основные правила поведения при пожаре


Когда возникает пожар, нередко в панику бросает не только детей, но и взрослых. Но если последние хотя бы в общих чертах знают, что делать при пожаре, то школьники могут испугаться не на шутку и растеряться. Чтобы этого не было, ребенка нужно учить тому, как вести себя при малейшем признаке пожара, чтобы спасти себя и детей помладше.

В первую очередь ребенку необходимо сразу позвонить в пожарную службу «01» или службу спасения «112» и дать по телефону точную информацию о местонахождении здания.

Нельзя оставаться в горящем помещении и прятаться в шкафы или иные предметы мебели. Если пожар случился в квартире, нужно срочно ее покинуть, закрыв за собой дверь. Если в помещении есть дети, их необходимо вывести. Если путь к выходу лежит через горящую комнату, то необходимо закрыть в нее дверь и звать на помощь через окно.

Если пожар возник в подъезде, нужно оставаться в квартире и не открывать дверь до тех пор, пока огонь не будет потушен. При проникновении дыма в квартиру необходимо открыть окна.

Эти простые правила, которые помогут человеку не растеряться при пожаре и спастись от огня, должны знать все школьники, начиная с младших классов. Теоретические и практические занятия по пожарной безопасности в школах необходимо проводить как можно чаще, но не менее важную роль в обучении детей обращению с огнем должны выполнять родители школьников.


Действия при пожаре


Порядок сообщения о пожаре.

Здания образовательных учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.

Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т. п.).
Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.

В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель объекта должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц.

Оповещатели (громкоговорители) должны быть без регулятора громкости и подключены к сети без разъемных устройств.

Работник, заметивший пожар или загорание, должен организовать оповещение об этом всех находящихся в здании людей, независимо от размеров и места пожара или загорания, равно как и при обнаружении хотя бы малейших признаков горения (дыма, запаха гари), и немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «01». Первоочередность этого действия не вызывает сомнения, т.к. чем быстрее прибудет пожарная помощь, тем успешнее будет ликвидирован пожар и быстрее оказана помощь людям, находящимся в опасности.
Сообщения о пожаре, как правило, передаются по телефону. Поэтому каждый человек должен хорошо знать места расположения телефонных аппаратов, особенно тех, которые доступны в любое время суток.

Каждый работник образовательного учреждения, обнаруживший пожар и его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию);
б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
в) известить о пожаре руководителя детского учреждения или заменяющего его работника;
г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.


Эвакуация людей и имущества.

Наибольшую опасность на пожаре на таких объектах как школы, детские сады, гостиницы, больницы и т.д. представляет паника.

Известны случаи, когда даже при возникновении незначительного загорания отдельные люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводило к давке, ушибам людей, а иногда даже к гибели.

Иногда во время пожара люди, спасаясь от огня, выбегая, оставляли открытыми двери, и пламя быстро распространялось через дверные проемы, охватывало все новые помещения.
На отдельных пожарах люди пытались уйти через помещения, охваченные огнем, не защитив себя от воздействия высоких температур. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха приводил к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. Пройдя через огонь, люди получали тяжелые ожоги.

Как показывает практика, индивидуальное и коллективное поведение людей при пожарах в значительной мере определяется страхом, вызванным осознанием опасности. Сильное нервное возбуждение мобилизует физические ресурсы: прибавляется энергия, возрастает физическая сила, повышается способность к преодолению препятствий. Но при этом теряется способность адекватно воспринимать ситуацию. В таком состоянии резко возрастает внушаемость, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляются склонности к подражанию. В таких ситуациях, если нет четкого руководства эвакуацией, может возникнуть паника, давка, травмирование. Люди могут забыть о наличии запасных выходов.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время.

Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее – ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

Руководитель образовательного учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:

а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;
б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;
м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.

При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:

а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, и другим работникам образовательного учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
г) в зимнее время, по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;
е) выставлять посты безопасность на выходах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
з) воздержаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.

Руководители организаций, на территории которых применяются, перерабатываются и хранятся опасные (взрывоопасные) сильнодействующие ядовитые вещества, должны сообщать подразделениям пожарной охраны данные о них, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, привлекаемого для тушения пожара и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на этих предприятиях.

По прибытии пожарного подразделения руководитель организации (или лицо, его замещающее) информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, а также организовывает привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.



Оказание доврачебной помощи пострадавшим при пожаре

Факторы, поражающие людей при пожаре

В начальной стадии развития пожара опасность для человека создают высокие температуры, снижение концентрации кислорода, появление дыма и токсичных веществ в помещении, а в дальнейшем возникает и опасность обрушения конструкций и перекрытий.
В продуктах неполного горения могут содержаться такие вещества и газы как сажа, оксид углерода, сероводород, оксиды азота, альдегиды и др. В смеси с кислородом воздуха они способны образовывать взрывоопасные смеси.
Дымовые газы, особенно диоксид и оксид углерода могут вызвать смерть человека по истечении нескольких минут. Их воздействие усугубляется при повышении температуры.

Возникновение названных факторов зависит от вида материала, вещества, помещения и времени горения.

Отравление угарным газом

Угарный газ (СО) является одним из наиболее токсичных компонентов продуктов горения, входящих в состав дыма, и выделяется при тлении и горении почти всех горючих веществ и материалов.

При воздействии на людей дымовых газов (окись и двуокись углерода, сероводорода и др.) появляются следующие симптомы: головная боль, головокружение, шум в ушах, тошнота, слезотечение — это легкая форма отравления.

Средняя и тяжелые формы — потеря сознания, судороги, бессознательное состояние, постепенная остановка дыхания и падение сердечной деятельности.
Первые признаки отравления угарным газом - это ухудшение зрения, снижение слуха, легкая боль в области лба, головокружение, ощущение пульсации в висках, снижение координации мелких точных движений и аналитического мышления (дальше может быть потеря ощущения времени, рвота, потеря сознания). При этих ощущения нужно немедленно покинуть помещение, выйти на свежий воздух.

Первая помощь должна быть быстрой и квалифицированной.

В случаях легкого отравления следует дать пострадавшему кофе, крепкий чай; давать нюхать на ватке нашатырный спирт.

При сильном отравлении (с наличием тошноты, рвоты) пострадавшего следует скорее вынести в лежачем положении (даже если он может передвигаться сам) на свежий воздух. Если этого сделать нельзя, нужно прекратить дальнейшее поступление угарного газа в организм, надев на пострадавшего изолирующий противогаз, самоспасатель или фильтрующий противогаз марки СО.

Освободить от стесняющей дыхание одежды (расстегнуть воротник, пояс). Придать телу удобное положение. Обеспечить покой.

Если пострадавший находится без сознания, его необходимо поместить в так называемое «безопасное положение» — спиной вверх, открыв дыхательные пути и исключив западание языка в глотку.

Остерегаться охлаждения. Сделать согревание с помощью грелки, горчичников к ногам; причем при применении грелок необходимо соблюдать осторожность, так как у пострадавших от СО нарушен порог болевой чувствительности и повышается склонность к ожогам.
Обязательно и как можно быстрее следует вызвать врача.

Главное в случаях тяжелого отравления — обеспечить человеку возможно более раннее и длительное вдыхание кислорода, вытесняющего СО из его соединения с гемоглобином крови. Первые три часа пострадавшему необходимы высокие концентрации кислорода (75—80 %) с последующим снижением до 40—50 %.

Отравление газообразными продуктами горения (дымом)

Кроме угарного газа, в продуктах горения присутствуют раздражающие газы и пары, которые при воздействии на глаза и органы дыхания могут вызвать химический ожог. В продуктах горения некоторых материалов содержатся органические вещества, обладающие слабыми наркотическими свойствами, и всегда в больших количествах присутствует сажа — частички углерода, которые имеют свойство сорбировать на своей поверхности токсичные компоненты и переносить их в легкие при вдыхании задымленного воздуха. В легких постепенно происходит обратный процесс (десорбция). Ввиду этого для оценки состояния потерпевшего требуется наблюдение за ним в течение нескольких дней.
Своевременное обращение к врачу позволит уменьшить тяжесть отравления, которое вначале потерпевший может недооценить.

Ожоги

Проходя без защитного снаряжения через огонь и зоны с высокой температурой, люди подвергают себя очень большому риску получить сильные ожоги. Вдыхание горячего воздуха, пара, дыма может вызвать ожог дыхательных путей, отек гортани, нарушение дыхания. Это приводит к гипоксии — кислородному голоданию тканей организма; в критических случаях — к параличу дыхательных путей и гибели.

Ожоги - повреждение тканей, возникающее под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей или ионизирующего излучения. Соответственно различают термические, электрические химические и лучевые ожоги. Термические ожоги встречаются наиболее часто, на них приходится 90…95% всех ожогов.

Тяжесть ожогов определяется площадью и глубиной поражения тканей. В зависимости от глубины поражения различают четыре степени ожогов. Поверхностные ожоги при благоприятных условиях заживают самостоятельно. Глубокие ожоги поражают кроме кожи и глубоколежащие ткани, поэтому при таких ожогах требуется пересадка кожи. У большинства пораженных обычно наблюдается сочетание ожогов различных степеней.
Вдыхание пламени, горячего воздуха и пара может вызвать ожог верхних дыхательных путей и отек гортани с развитием нарушений дыхания. Общее состояние пострадавшего зависит также от обширности ожоговой поверхности, если площадь ожога превышает 10…15% (у детей  более 10%) поверхности тела, у  пострадавшего развивается так называемая ожоговая болезнь, первый период которой - ожоговый шок.

Первая помощь  состоит в прекращении действия поражающего фактора. При ожоге пламенем следует потушить горящую одежду, вынести пострадавшего из зоны пожара, при ожогах горячими жидкостями или расплавленным метолом быстро удалить одежду с области ожогов. Приставшие к телу части одежды не срывают, а обрезают вокруг и оставляют на месте. Нельзя срезать и срывать образовавшиеся пузыри, касаться ожога руками. При ожогах отдельных частей тела кожу вокруг ожога протирают спиртом, одеколоном, водой, а на обожженную поверхность накладывают сухую стерильную повязку.

Для прекращения воздействия температурного фактора необходимо быстрое охлаждение пораженного участка тела путем погружения в холодную воду, под струю холодной воды или орошением хлорэтилом.

Ожоги бывают термические и химические.

Термические ожоги возникают вследствие воздействия на кожные покровы раскаленного воздуха, пара, открытого пламени, раскаленных предметов, горячих жидкостей и т. п.
В зависимости от глубины поражения кожи и подлежащих тканей ожоги делятся на четыре степени: легкую (1-я), средней тяжести (2-я), тяжелую (3-я) и крайне тяжелую (4-я).

Ожоги первой степени — это повреждения рогового слоя клеток кожи, которые проявляются покраснением обожженных участков кожи, незначительным отеком и жгучими болями, довольно быстро проходящими.

При ожогах второй степени полностью повреждается роговой слой кожи. Обожженная кожа приобретает интенсивно-красный цвет, появляются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью, ощущается резкая боль.

Ожоги третьей степени образуются при повреждении более глубоких слоев кожи. На коже помимо пузырей образуются корочки — струпья.

Обугливание кожи, подкожной клетчатки и подлежащих тканей вплоть до костей типично для ожогов четвертой степени. Течение и тяжесть ожогов, а также время выздоровления, зависят от происхождения ожога и его степени, площади обожженной поверхности, особенностей оказания первой помощи пострадавшему и многих других обстоятельств.

Химические ожоги. Химические ожоги кожи возникают в результате попадания на кожу кислот (уксусная, соляная, серная и т.д.), щелочей (едкий натрий, нашатырный спирт, негашёная известь). Глубина ожога зависит от концентрации химического агента, температуры и длительности воздействия. Если своевременно не оказывается первая помощь химические ожоги могут существенно углубиться за 20…30 минут. Углублению и распространению ожогов способствует также пропитанная кислотой или щелочью одежда.
При попадании на кожу концентрированных кислот на коже и слизистых оболочках быстро возникает сухой тёмно-коричневый или чёрный струп с чётко ограниченными краями, а при попадании концентрированных щелочей влажный серовато-грязного цвета струп без чётких очертаний. В этом случае необходимо быстро удалить обрывки одежды, пропитанные химическим агентом. Необходимо снизить концентрацию химических веществ на коже. Для этого кожу обильно промывают проточной водой в течении 20…30 минут. При ожогах кислотами после промывания водой можно использовать щелочные растворы (2…3% раствор питьевой соды — гидрокарбоната натрия, мыльной водой) или наложить стерильную салфетку, смоченную слабым щелочным раствором.

При ожогах серной кислотой воду использовать не рекомендуется, т.к. в этом случае происходит выделение тепла, что может усилить ожог. При ожогах щелочью также после промывания водой можно использовать для обработки ожоговой поверхности слабые растворы кислот (1…2% раствор уксусной или лимонной кислоты). Желательно дать обезболивающие препараты и обязательно направить пострадавшего в ожоговое отделение.


 

Информационные плакаты:

 

 

 

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::