Влияние взаимоотношений ребенка и родителей на формирование положительных установок у детей в процессе обучения. - МАОУ СОШ №26 

Влияние взаимоотношений ребенка и родителей на формирование положительных установок у детей в процессе обучения. PDF Печать E-mail

 

 

 

Обычно родители считают, что очень любят своих детей, беспокоятся за них, переживают за их дела, готовы защищать их и оберегать. Однако родители иногда склонны недооценивать своих детей, считая, что ребенок мог бы лучше учиться, быть более внимательным  и постоянно  предъявляют по этому поводу своим детям претензии. Следует отметить повышенную внушаемость ребенка, особенно младшего школьника, - все, что ему говорят, что он наблюдает, видит, слышит очень эмоционально и прочно входит в его натуру. Эти особенности влияют на формирование различных установок личности, которые часто сохраняются на всю жизнь.

Неуспеваемость для младших школьников является травмирующей ситуацией, которая влияет на отношение ребенка к учебному труду, к своим возможностям и перспективам. Чтобы уменьшить болезненность учебных неудач, психологи рекомендуют родителям проводить с ребенком так называемую психотерапию неуспеваемости. Она заключается в соблюдении следующих  правил.

Правило первое: не бей лежачего. Двойка (а для кого-то и четверка) — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку знаний в школе ребенок уже получил. Дома он ждет от родителей помощи. Но часто получает несправедливые упрёки и новые огорчения.

Правило второе: чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. "Опять грязь в тетради! И вещи раскидал! И портфель не собрал!.." Успокойтесь! Знайте меру. Еще немного, и ваш ребенок просто "отключится", перестанет реагировать на такие речи, будет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который для вас особенно невыносим, и говорите только о нём. Остальное либо будет позже, либо просто окажется несущественным, недостойным замечания.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Но как выбрать самое главное? Ведь многие недостатки ребенка — звенья одной цепи. А иногда просто непонятно, с чего начать — в тетрадях сплошные ошибки, в знаниях — пробелы, в голове — "ветер". Посоветовавшись с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвёртое и главное: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. А кому адресована пятерка — умнице Насте или идеальной записи в её тетради? А двойка кому — рассеянной Юле или шести пропущенным буквам? Очень хорошо, если ваша критика не оскорбляет, если вы избегаете замечаний типа "Ну надо же быть такой растяпой!" и говорите только о том, что из первой строчки куда-то "отлучились" три буквы. Ребенок склонен любую оценку, воспринимать так, как будто оценивают его личность (и сегодняшнюю работу). В наших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности ребенка надо похвалу: "Молодец! Ты уже научился решать задачи в два действия". Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно очень важнейшее основание: желание учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть более безличной: "Такие задачи надо решать не в одно, а в два действия". Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок и не сказывается негативно на отношении ребенка к занятиям, на его вере в успех.

Правило пятое: в оценке должно звучать сравнение сегодняшних успехов ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания (как это делает учи­тель, выставляя отметку) и не с успехами соседского Толика. Помните, что даже самый малый успех ребенка — это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу; оценивая поведение и успехи собственного ребенка, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что похвалить. Выдели­те из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Помните, что достоинства у ребенка есть сейчас, а не возникнут в результате систематических занятий, и это должно быть сегодня отражено в вашей оценке.

Правило седьмое позволяет выделить в "море ошибок" "островок успеха", на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо дифференцированно. Здесь не годится общая оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка — и правильность вычислений, и умение решать задачи, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает та самая деловая мотивация учения: "Ещё не знаю, но могу и хочу узнать". Но как достичь этого "хочу"?

Об этом говорит восьмое правило: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достичь. Если он сделал в диктанте десять ошибок, не берите с него обещания постараться написать следующий диктант без ошибок. Договоритесь с ним, что ошибок будет не более восьми, и радуйтесь вместе с ним, если это будет достигнуто.

 

 

 

сайт оптимизирован для работы с браузером Mozilla Firefox :::  Адаптация с мобильными устройствами   :::